Большие плюсы малого предприятия

«Рутас» — достаточно известное в кругах специалистов электроэнергетической отрасли научно-производственное предприятие. Название — аббревиатура, сконцентрировавшая в звучном бренде весь спектр производственных интересов: Разработка Универсальных Технологических и Автоматизированных Систем.

«Рутас» был создан сотрудниками кафедры электрификации горно-металлургического производства ИГДГиГ ещё в 1992 году. Завидное для малых предприятий долгожительство. Глава «Рутаса», он же доцент кафедры и заместитель директора института по науке и инновационному развитию Сергей Васильевич КУЗЬМИН объясняет это просто: другого варианта, чтобы эффективно продвигать свои идеи, просто нет.

— Теория и практика в данном случае оказались абсолютно совместимыми?

— Одно дополняет другое: у нас все работают и на производстве, и на кафедре. Если человек напрямую связан с научными исследованиями и внедрением собственных разработок в производстве, ему легко доносить материал студентам. А они в свою очередь накапливают на предприятии опыт практической работы, в том числе экспериментальных исследований, решения прикладных задач, связанных с электрификацией и системами электроснабжения горно-металлургических предприятий. То есть имеет место тесное сопряжение образования, науки и производства. Поэтому в своих выпускниках мы уверены — они прошли хорошую профессиональную школу.
Больше того, на базе предприятия организована аспирантура кафедры ЭГМП, где перспективные молодые ребята ведут научно-исследовательскую работу по утверждённой учёным советом института теме. На деле получится не «голая» аспирантская работа, а разработка технического решения и научный вклад в развитие энергетической науки. Мы подготовили уже 5 кандидатов наук — молодых ребят до 30 лет. Сейчас проходят стажировку и ставят эксперименты ещё 4 аспиранта.

— То есть университет и институт даже материальных затрат не несут?

— Да, всё идёт за счёт прибыли нашего предприятия. А мы готовим кадры как для университета, так, конечно, и для себя —задач-то не становится меньше, наоборот. Например, в системах электроснабжения проявляются высшие гармоники — изменяется качество электроэнергии. Потребитель в недоумении: раньше такого не было. Но раньше не было и нового оборудования, преобразовательной техники. А чтобы решить проблему — надо её изучить.

Для этого у нас есть всё необходимое: специальное оборудование для исследования низко– и высоковольтных систем электроснабжения, хорошая производственная база в Зыково.

— Показатель работы предприятия — портфель заказов. С чего он начинался у вас?

— Первый патент группой авторов был получен в 1997 году за резистивно-ёмкостный гаситель коммутационных напряжений. Устройство разрабатывалось не день и не два. Только выявив и проанализировав причины проблемы, мы пришли к простому решению. А предназначено оно для защиты оборудования высоковольтных линий, электродвигателей, трансформаторов и т.д. Учитывая, что цена, скажем, мощного синхронного двигателя 2-2,5 млн рублей, а на его ремонт уходит до 30 процентов стоимости, затратная получается экономика. Аналоги РК-гасителей уже есть в Чехословакии, Венгрии, Японии, и у нас в России параллельно начинают выпускать. Но первый опытный образец был сделан в 1992 году именно нами.

На Ачинском глинозёмном комбинате благодаря оснащению оборудования нашим устройством в 5,5 раза сократилось число выходов из строя двигателей, а кабели стали «пробиваться» в 6 раз реже. То есть резко снизилась аварийность в системе электроснабжения, и как следствие повысилась работоспособность технологического оборудования.

Другой пример использования — высоковольтные вакуумные выключатели. Казалось бы, малые габариты, низкая стоимость, высокая эксплуатационная надёжность и минимум затрат на обслуживание — гарантия успеха. Но появились проблемы с перенапряжением в сети. Установка нашего прибора помогла эксплуатировать выключатели, не нарушая надёжности электроснабжения.

— Несмотря на достигнутую самоокупаемость, интересы вуза, как я понимаю, для вас не отошли на второй план?

— Более того, работая с промышленными предприятиями (от Якутии до Белоруссии, от Норильска до Казахстана), мы продвигаем не только свои идеи, но и всего института. Например, выполняя работу, связанную с системой электроснабжения Казахстана, мы не только пропагандировали возможности нашего института, но и инициировали в этом году приём студентов из этой республики. В скором будущем откроется представительство СФУ в Алма-Ате — переговоры на эту тему прошли, и уже на следующий год ожидаем как минимум 50-60 абитуриентов именно из Казахстана.

И потом, мы же не работаем «за чистую идею», все затраты, которые несёт человек, должны быть с соответствующим материальным вознаграждением. Для аспирантов, в частности, это имеет большое значение, а иначе мы давно бы растеряли специалистов, а так удаётся поддерживать высокий кадровый уровень в нашем институте.

— И работать буквально за троих?

— Самое главное — что есть идеи и желание этим заниматься. И мы не опускаем руки, когда всё идёт не так гладко. Вначале вели чисто исследовательские работы, потом развили промышленную группу — появилось производственное предприятие. Теперь создаём мощное звено по проектированию, а вместе с ним — современную лабораторию, которая позволит расширить область наших интересов на исследование практически всех процессов системы электроснабжения. Времени, конечно, не хватает, и мы работаем не по 6-8 часов, а минимум по12-16, прихватываем выходные… Но потому что — нравится; без интереса нельзя.

Любовь ГАБЕРБУШ

Похожие материалы