Конгресс культурологов

Наверняка каждый студент задавался вопросом: зачем в программе есть такой предмет, как «культурология»? Самое интересное, что подобный вопрос волнует и учёный мир, в котором уже десятилетие пытаются найти ответ на вопрос об уникальности данной дисциплины. В своё время она возникла, в общем-то, достаточно формально, заменив уроки по истории коммунизма. Конечно, подобные дебаты нисколько не умаляют значение ни науки, ни предмета — просто наука, самая молодая из всех, берётся отвечать на сложные и животрепещущие вопросы о сути организации жизни человека, что и порождает множество споров.

Упоминаю этот факт потому, что с него и начинался третий российский культурологический конгресс «Креативность в пространстве традиции и инновации» в Санкт-Петербурге, который посетили преподаватели кафедры культурологии Гуманитарного института СФУ.
Непросто было понять, как именно можно включиться в какие-либо дискуссии на мероприятии, где присутствовали более тысячи культурологов со всей России... Но всё же найти своё место на конгрессе кафедре удалось. Во-первых, было интересно лично послушать учёных, книги которых читали: руководил конгрессом директор Российского института культурологии Кирилл Эмильевич Разлогов, выступали авторы классических учебников по данной науке — Д.Л. Спивак, А.Я. Флиер, В.М. Дианова и др. Создательница российской культурологии Светлана Николаевна Иконникова, которая когда-то внедрила данный предмет во все учебные планы российских вузов, подтвердила догадки красноярской кафедры о необходимости специализации культурологии на более узкие области, например, «социальная антропология», «культурная антропология» и др.

Поездка на конгресс была вдохновлена предшествующим созданием регионального филиала солидного «Научно-образовательного культурологического сообщества» на базе ГИ СФУ, которое инициировала профессор Н.П. Копцева. А на конгрессе Наталья Петровна предложила организовать авторскую секцию «Культура коренных и малочисленных народов Севера в условиях глобальных трансформаций», представить там и обсудить с ведущими российскими культурологами работу по изучению «тробриандских» народов Красноярского края.

Именно с изучения племен Тробриандских островов Брониславом Малиновским, который благодаря обращению к первозданным народам многое понял о сути социальной жизни современного человека, началась культурная антропология в Европе. Вероятно, «полевые» исследования коренных народов Красноярского севера позволят узнать столько же важного о жизни сибиряков. Подобная идея полностью себя оправдала. Красноярские культурологи не только заинтересовали российских учёных своими исследованиями, но и нашли единомышленников, которые пожелали активно нам помогать.

Специалисты Санкт-Петербургского университета имени А.И. Герцена решили подключиться к решению самой трудной проблемы — изучению и сохранению языков коренных народов Севера, например, постепенно исчезающего эвенкийского языка. Таким образом, главная цель поездки на конгресс — презентация длительной работы кафедры ГИ СФУ российскому культурологическому сообществу и налаживание сотрудничества с учёными, обладающими уникальными знаниями, — осуществилась.

Поездка состоялась при поддержке Федеральной целевой программы программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» и Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.

А. СЕМЁНОВА

Похожие материалы