И скажу не тая...

Возможно, опубликованная в недавнем УЖе статья «Университет, альма-матер твою…» и прошла мимо кого-то, но вот студенты-журналисты её заметили. И поскольку актуальные темы они обсуждают на занятиях по мастерству, то и о допустимости ненормативной лексики они говорили, в основном, применительно к своей будущей профессии. Услышим ли мы мат со страниц СМИ или с телеэкранов от тех, кто сегодня учится в СФУ? К счастью, похоже, нет.

Не матом едины

Журналист может пить водку, и даже через край, может оставить жену/мужа с тремя детьми, может даже по совместительству работать на мясокомбинате, но говорить матами — к этому мы, зрители и читатели, не готовы.

Она, эта лексика, так и называется — ненормативная, а значит, к нормам нашей жизни её нельзя и близко допускать. И если мастер пера и обличитель человеческих пороков не может справиться с собой, выражая свои эмоции нецензурщиной, то таких журналистов следует оставлять за порогом редакций. Чёткая грань между людьми публичными и обывателями проведена давно. Ненормативная лексика допустима в быту, когда молотком по пальцу, когда компьютер ломается, а там очень важная информация, когда бензин заканчивается, а до АЗС ещё далеко... Но на телеэкране, газетной полосе или странице журнала — за это штраф… Телекомпания и редакция в ответе за тех, кого они допустили к микрофону и к газетной полосе.

Мария БУРКОВА

Мат через слово

Употребляют ненормативную лексику абсолютно все, поэтому моё отношение к мату нейтральное. Но в журналистике это, конечно, недопустимо — некорректно по отношению к читателю и зрителю.

Ольга ЖЕРДЕВА

За культурный трёп

Недавно появился молодёжный журнал «Version». Издание позиционирует себя как «современнейшее молодёжное» и ориентировано на свободную подачу информации, в том числе с помощью и ненормативных слов. Но оказалось, что молодёжь-то как раз была возмущена подобной бескультурщиной. В Интернете можно встретить самые нелестные отзывы. О такой задаче журналистики, как просвещать и образовывать, издатели журнала, видимо, вовсе забыли.

Кристина ИВАНОВА

Мат-перемат

На мате сидит и матом погоняет… Русский язык сегодня переживает не лучшие времена, и его судьба зависит от каждого носителя, то есть от нас с вами.

Евгений КОГУТ

С разрешения кирпича

Не будем лукавить: все мы порой употребляем нецензурные слова в своей речи. Кто-то это активно поддерживает, кто-то категорически против. Я оправдываю употребление мата только в случае, когда это жизненная ситуация из разряда «на ногу упал кирпич».

От своего друга непечатные слова я услышала единожды — во время моего первого самостоятельного управления автомобилем. Мат в жизни — признак нашего волнения, страха, неуверенности. Боимся потерять несохранённые документы или попасть в аварию. Мат в СМИ — тоже от неуверенности. От страха показаться несовременным, остаться незамеченным и незапомненным. Но к СМИ «кирпичовая» ситуация неприменима: время подобрать слова есть всегда. Написать резкое слово легко, а слабо, не используя его, добиться такого же резкого эффекта? Или мы добиваемся того, чтобы бранное слово, как кирпич, неожиданно ударило в глаз читателю? Не спешите это делать: кого-то оно может ударить слишком больно.

Анастасия КОЛМАКОВА

Матерюсь и не боюсь

Русский мат — это часть нашего языка, который развивался на протяжении многих веков, и говорить сейчас о каком-либо истреблении этих слов просто невозможно. Мы стали выражать бранью не только отрицательные эмоции, но и положительные; такое ощущение, что и слов-то «чистых» больше нет.

Скажу честно: и я в этом деле грешен, и отправят меня в ад за это, но что делать? Кстати, до приезда в Красноярск матерных слов в моём лексиконе не было вообще. Но как только оказался в студенческой среде, я сам от себя был в шоке, потому что стал материться, словно всегда так говорил.

Думаю, у каждого человека должен срабатывать личный барьер на нецензурные выражения. Только вот мало у кого работает — в том числе и у меня.

Алексей ЛАЗАРЕВ

Привычка свыше не дана

По сути мат — та же вредная привычка, как курение, пьянство. И тот слабак, кто не может побороть себя. Не без гордости скажу — я поборола и рада этому.

Мат не украшает девушку, не делает юношу крутым мужчиной, не поможет влиться в компанию «по интересам». Моя позиция: НЕТ мату — ни в жизни, ни в журналистике!

Оксана ОКИШЕВА

Кухня матов

Сегодня на рынке языковедения появился словарь матерных слов. С удивлением узнала, что заказчиком стала… федеральная служба судебных приставов. Им это «бранное собрание» якобы необходимо в работе с «клиентами».

Лично я матерные слова перестала использовать. Дело в том, что при частом их произношении они незаметно входят в обиход, формируется привычка, от которой уже сложно избавиться. Немало скандалов на слуху, когда ведущие, не дождавшись отключения микрофонов, позволяют себе сказать что-нибудь эдакое. За это и уволить могут.

А много ли ещё будет работы у лингвистов в этой области — зависит от самих людей. Будут ли издаваться «исправленные и дополненные» словари? Или мы будем работать над искоренением оскорблений и языковой агрессии? Вопросы риторические.

Екатерина СУХАРЕВА

Нота протеста

Возможно ли истребить мат? Не слышать его повсеместного употребления в автобусах, в аудиториях, из уст матери, обращающейся на прогулке к своему ребёнку? Не знаю. Очень сомневаюсь в этом после удивительного суждения ровесников — «да что такого, мат употребляют все...». Представляю себе общество, где поголовно все публично ковыряют в носу... А что? Главное — чтобы это делали все... кого тогда смущаться.

С каких пор употребление мата перестало быть «меткой» низкого культурного уровня? Боюсь, что это случилось, когда писатели и режиссёры театра и кино, обожаемые Интернет-сообществом блоггеры позволили себе «сменить» культурный уровень. Понизив планку «аристократии» (ну, да, да, я знаю, что насмешила этим определением) — они понизили средний культурный уровень всей страны. И в ответ на призывы к модернизации, гуманитаризации, инновациям и пр. — вы не слышите в ответ «Да мне по...»?

Настя ИВАНОВА

Похожие материалы