Когда снимаю – всегда здоров!

Записано на лекции

Режиссер документального и художественного кино, сценарист, Заслуженный деятель РФ, Народный артист России, обладатель множества кинонаград, владелец собственной киностудии, Алексей Ефимович Учитель.

От актёра зависит всё. Если вы не можете понять, что происходит у него в голове, тогда вы получите печальный результат на экране.

В игровом кино с помощью актера вы можете сделать всё, что угодно. Вы можете прямо во время съёмки сделать так, чтобы он умер. А если он, наоборот, умирает, то оживить. В этот момент вы можете совершать чудеса.

Я когда снимаю, никогда не болею. Вокруг меня могут быть эпидемии гриппа, валиться люди… Меня, почему-то, ничего не берет. Никогда. Но как только я заканчиваю картину, идёт какой-то прорыв и из меня начинают вылезают все болячки, которые накопились за это время. Месяц отхожу.

Что такое режиссура, что такое кино – это всегда колоссальная загадка. Разгадывать эту загадку мне всегда интересно.

Я стараюсь снимать картины, чтобы герой находился в пограничной ситуации. Когда надо принимать то решение, которого ещё не было в жизни. Это должно быть новое решение и для него и для меня.

В документальном кино я мог наблюдать за героями, мог в монтаже сделать то, что мне хочется: посмотреть на них иронически, серьёзно или сделать из них шутов…

Если мы будем сами искусственно делить кино на авторское, фестивальное, коммерческое, то будем заниматься ерундой. Есть кино талантливое, есть среднее, есть плохое. Других определения применять не нужно.

Режиссура это та ловушка, которая уже никогда не отпускает.

Режиссура это не профессия. Это что-то другое. Что – я пока не могу разобраться.

Как можно говорить о каком-то зрителе, который ходит в кино, если в нашей стране всего 2000 залов. В Америке 80 000 залов.

Тенденция смотреть на жизнь в чёрном свете, которая присутствует в новой волне российского кинематографа, пугает повсеместностью.

Я не за то, чтобы в каждом фильме был хэппи-энд и всё заканчивалось хорошо. Но дать надежду необходимо.

Постельная сцена — это не постельная сцена. Есть жанр эротического кино со своими шедеврами. Постельная сцена это тоже состояние героя.

Весь вопрос в таланте. Если это сделано талантливо, показывать можно всё.

Ещё пока нет ни одной правдивой игровой картины о блокаде Ленинграда.

Анекдот про то, как не надо относиться к кинематографу. Каннский фестиваль. Полный зал народа. Начинается показ фильма. Режиссёр сидит на первом ряду. Последний титр, конец фильма. Режиссер поворачивается — зал пустой. Он говорит: «А мне понравилось».

Премии нашей киноакадемии ничего не дают ни фильму, ни его прокату.

Мы должны интегрироваться в зарубежный кинематограф, но не теряя лица.

Машков всегда говорит, но не только в шутку: «Я должен получить Оскар». Я тоже это всегда говорю. Это нормально, это не потому, что мы идиоты. Надо стремиться.

Летом начинаю снимать фильм, который условно называется «47». Картина о водителе «Икаруса», с которым столкнулся В. Цой 21 год назад. Везти его тело из латышского городка в Питер все в автопарке отказались. И этот же водитель того «Икаруса» повёз тело.

Артем ЕГОРОВ

Похожие материалы