Минус тридцать — за окном,
плюс сто — в сердце

Признаемся, словосочетание «делать добро» стало для многих чем-то отдалённым, эдаким книжным штампом. Это то, что вроде бы и нужно, а у тебя свои дела, заботы, и вообще, «это так пафосно звучит»... Но существуют волонтёры — люди, которые делают настоящие добрые дела, а вот говорить об этом — не любят. «Да что рассказывать, всё так очевидно. Хочешь, пойдём с нами?»... Чтобы увидеть всё своими глазами, отправляюсь с волонтёрами в детский дом № 1…

Мой визит выпал на новогодние каникулы. «Каждый год тридцать первого декабря мы с друзьями ходим не в баню, а в детский дом!», — шутят представители молодёжного волонтёрского движения «Отклик» — студенты, преподаватели, выпускники вузов.

...«Ваня! Ваня! Ваня!»… Мы вошли, и уже с порога на одного из волонтёров накидываются радостные девчонки. Кажется, ещё чуть-чуть силёнок этим пяти-семилетним красавицам — и Ваню поднимут в воздух.

В коридоре столько деток... Ещё больше любопытства в их глазах: «Новенькие?». Новеньких среди нас двое — я и Наташа.

— Здравствуйте, мы вас так ждали! Они тут час уже сидят! — с улыбкой на лице выделяет слово «так» одна из руководительниц детского дома.

Обычно ребята приходят сюда 31 декабря, чтобы помочь детям встретить Новый год. Запасаются продуктами и все вместе готовят настоящий домашний стол. Это нам оливье кажется самым банальным блюдом, а когда-то именно благодаря друзьям из «Отклика» у детишек впервые появилась возможность самим приготовить «самый новогодний русский салат». «Первый раз увидев банку майонеза, они завопили: «А что это такое?», —рассказывают волонтёры.

На этот раз берём пакеты с коржами, йогуртами и фруктами: нынче старый Новый год, и мы решили устроить соревнование на лучший торт, приготовленный ребятишками самостоятельно. Семь семей (так называются группы детдома) приступили к состязанию.

— Можете пойти им на подмогу, — предлагает нам Даша, для которой этот визит к ребятишкам уже не первый, да и не второй.
Мой выбор падает на двух очаровательных мужчин в полном расцвете своих десяти-двенадцати лет, которые «кулинарят» с очень серьёзными лицами.

— Вам помочь? — спрашиваю осторожно, боясь помешать столь ответственному отношению к работе. В ответ Саша уверенно приказывает:

— Да, размельчите орехи. Вот ложка.

— Так пойдёт?

Командир удовлетворённо кивает.

Весь процесс проходит при заметном участии и переживании воспитательницы мальчиков:

— Саша, вытри нож! Серёжа, кто так делает? Постели салфетку!

Только мой слух начинают царапать интонации в этом голосе, как вдруг слышу:
— Ну, солнышко моё!

Она просто переживает за них... А какая почти детская старательность ощущается в движении рук этой женщины, когда она укладывает слой яблок на самый ответственный верхний «этаж» торта, тонко и не менее старательно нарезанных.

— А теперь самое сложное — выбрать победителей, — говорит Елена Эдуардовна, преподаватель вуза и один из основателей «Отклика».

Всегда, когда смотришь на детское творчество, ясно, что ты уже «слишком» для таких произведений — слишком опытный и посредственный, чтобы сделать что-нибудь столь же необыкновенное в своей простоте. И как тут решить, кто лучший?

— Торт называется «Копия меня», — заявляет один конкурсант с круглыми румяными щёчками и кулинарным творением, где фрукты выложены в виде рожицы.

Жюри оглашает результаты, аплодисменты, фото на память — дети и торты.

— Ребята, ну что вы? Идите к ним! Это же вам «спасибо» за такой праздник, такую красоту! — приглашают воспитатели

Смущаемся. Щелчки фотоаппаратов и телефонов.

Мы собираемся прощаться, но нас зовут «пройтись по семьям». Поднимаемся на верхний этаж, нам открывают дверь в «квартиру». А как ещё назвать место, где абсолютно забываешь, что находишься не в частном, а в детском доме, и где тебя гордо называют гостем? Экскурсия, извинения, что где-то не убрано: «Ох, Ванька! Опять вещи на кровати разбросал!» и прочие моменты. Семейные моменты.

В ожидании ужина смирно сидим на стульях — помогать хозяева нам строго запретили. Один из них, тот самый с румяными щёчками мальчик лет восьми, особенно очаровывает:

— Вот мой цветок! — маленькие ручки держат глиняный горшок с растением.
— Ты сам его вырастил?
— Три года уже ращу! — горшочек ставится перед нами.

За долгожданным горячим чаем и одним из самых вкусных тортов в моей жизни (от таких-то поварят) мы узнали о том, что Ваня соскучился по школе после каникул, что к Кате в гости приехала сестра, что скоро подселят нового мальчика, «вроде симпатичного», что здесь всё как у всех. И всё настоящее. И никакие это не «группы детского дома», а семьи. Со своими шутками, радостями, печалями, заботой друг о друге. И воспитательница — мама самая настоящая (так обычно зовут их только маленькие), которая, получив свой кусок торта, отложила большую его часть девочке, не успевшей к ужину.

Мария СТЕПАНЕНКО
Рис. Т. НИКОЛАЕВОЙ

Похожие материалы