ОТНОШЕНИЕ К «ОТНОШЕНИЮ»

В Красноярском музейном центре открыта инсталляция «Отношение» Владимира Ильича Жуковского, профессора факультета искусствоведения и культурологии

Среди картин «Библейского цикла» Андрея Поздеева свободно развешаны в пространстве объемные арт-объекты. Здесь можно встретить такие предметы, как самолетики, пистолеты, конструкции со звенящими колокольчиками, «фонарики» с рисунками, держащимися на обручах, змейка, единорог, фигуры людей. За кажущейся простотой предметов скрывается непростое техническое конструирование каждого. Объекты представляют собой сочетание сложных материалов (металл, дерево, гипс) и простых бытовых вещей (бельевая веревка, хозяйственная щетка, разноцветные тряпочки).

Музейное правило «руками не трогать» на выставке не действует. Наоборот, заинтересованный зритель может покачать на качели человечка из фольги, подергать веревочки у колокольчиков, вложить себе в руку пистолет.

Произведения на выставке намеренно не названы: полная свобода предоставлена визуальному мышлению. Единственное слово, позволяющее уму уцепиться — это само название инсталляции «Отношение», которое по-разному обыгрывается.

В первую очередь объекты активно «относятся» к зрителю. Инсталляция провоцирует на взаимодействие: как уже было сказано, возникает желание потрогать предметы, «примерить» их на себя, так как большинство висит на уровне глаз, часть объектов буквально вмешивается в твою «прогулку» по экспозиции — например, свисающая с лестницы черная пасть фантастической змейки. Произведения заставляют тебя проявить любопытство: зайти внутрь цилиндра с рисунками, заглянуть в окно, открыть футляр.

Трехмерные объекты Жуковского вступают в отношения с картинами Поздеева. Отбрасывают на них тени: зооморфный самолетик с зубчатыми крыльями три раза отражается на картине «Моление о чаше». Встраиваются в изображения: обнимающиеся влюбленные в «белом» расположились, как на фоне нимба, на черном круге картины «Что есть истина»; а желтый человечек вдруг «присел» за стол, где происходит «Тайная вечеря». Металлический каркас самолетика, вращаясь на фоне картины «Адам и Ева», то приоткрывает все изображение, то, загораживая его, улыбается зрителю сам.
Не менее интересно и то, что в одном пространстве собраны совершенно разные по степени серьезности работы. И это уже о характере взаимоотношений между произведениями. Здесь можно встретить как сложные «игрушки» — пистолет в виде головы слона, птиц с крыльями самолета, «хипповскую» погремушку из разноцветных тряпочек, так и очевидно философские работы — полая фигура человека с повешенным внутри; круг улыбчивых и грустных колокольчиков; фигура, лежащая «в воздухе» под полосатым одеялом.

Воздействие работ на зрителя проявляется и в том, что возникает желание пофантазировать, мысленно поиграть. Например, вообразить себе другое композиционное расположение работ. Это мог бы быть переход от очень серьезных объектов к более легким. Представим, что при входе тебя встречал бы повешенный человек, далее следовала бы серия пистолетов, направленных на тебя, потом столкновение с открытой «пастью» змеи, а дальше все легче и легче среди просвечиваемых «фонариков», птиц, лирических самолетов, и так, пока не посмотришься в имеющееся среди работ зеркало.

В общем, выставка позволяет ощутить свободу собственной фантазии и свободу зрения, которое с каждым разом замечает все новые детали и находит новые смыслы.


Александра СЕМЕНОВА