Красноярский край получил
свой социокультурный портрет

При грантовой поддержке РГНФ в 2010 году отделением социологии и общественных связей ИППС СФУ были проведены исследования, по результатам которых создан «Социокультурный портрет Красноярского края».

Монография заняла в 2010 году 2-е место на престижном Всероссийском конкурсе Российского общества социологов. Исследование осуществлено в соответствии с типовой программой и методикой, разработанной Центром изучения социокультурных изменений Института философии РАН. Эмпирической базой для подготовки «Социокультурного портрета Красноярского края» послужили материалы исследований, проведённых в 2010 году: опрос 1000 жителей края методом формализованного интервью по репрезентативной выборке в 28 населённых пунктах (аналогичный опрос осуществлён нами и в Республике Хакасия), опрос 150 экспертов, а также данные государственной и ведомственной статистики. Результаты исследований прошли экспертизу в ЦИСИ Института философии РАН, а готовый «Портрет…» — также среди экспертов РГНФ и ведущих социологов России. Полученные данные мы обрабатывали с помощью кластерного, факторного и корреляционного анализа.

В «Портрете» анализируется широкое поле проблем: от развития культурного потенциала региона, демографии, уровня, качества жизни и социального самочувствия населения до социальной стратификации в регионе, инновационной деятельности, эффективности управления регионом, местного самоуправления и состояния правопорядка в крае. Остановимся на некоторых из них.

Так, важнейшая социокультурная проблема — весьма низкая общерегиональная самоидентификация жителей края: менее четверти опрошенных (23%) считают «своими, близкими» жителей всего края. Ещё меньше доля респондентов, идентифицирующих себя с населением России — 17% и всей Земли — 11%. Более половины опрошенных (57%) считают жителей Москвы «далёкими, чужими», по 47% респондентов таким же образом оценили жителей России и жителей всей Земли. У сибиряков — жителей Красноярского края — преобладает «чувство малой родины» над общегосударственным патриотизмом. Примерно для половины опрошенных характерна антиидентификация с жителями России и её столицы, что может выражать как недовольство «колониальной политикой Москвы» в отношении данного региона, так и скрытый до времени потенциал сибирского сепаратизма. На вопрос: «Учитывают ли реформы, проводимые правительством РФ, интересы Сибири?» только 4% жителей края ответили «в полной мере».

В целом, 72% опрошенных жителей Красноярского края в той или иной мере сомневаются в том, что реформы, проводимые правительством РФ, учитывают интересы Сибири.

Исследование свидетельствует, что важной проблемой в регионе остаётся невысокое качество медицинского обслуживания населения: лишь 21% респондентов заявили, что их «удовлетворяет медицинское обслуживание».

Почти две трети респондентов чувствуют свою незащищённость, прежде всего, от таких угроз, как преступность, более половины упомянули бедность, произвол чиновников, экологическую угрозу, чуть менее половины — произвол правоохранительных органов. Оценка своей социальной защищённости по ряду параметров у жителей края несколько ниже, чем у жителей России в целом.

Общее число «традиционно» ориентированных в трудовой сфере респондентов — 53% (готовы иметь небольшой, но твёрдый заработок и уверенность в завтрашнем дне) превышает долю «рыночно ориентированных» респондентов — 34% (стремятся много зарабатывать, пусть даже без особых гарантий на будущее, вести своё дело, рисковать и т.д.). Среди населения Красноярского края весьма сильны патерналистские настроения, которые препятствуют эффективному проведению модернизации.

Большую часть населения региона составляют «обеспеченные», «зажиточные» и «богатые» — в сумме 52%. Общая доля людей, находящихся в состоянии социально-экономической депривации («необеспеченные», «бедные» и «нищие»), несколько меньше и равна 47%. Причём доля «нищих» в сельской местности в 2,5 раза выше, чем в краевом центре. Мужчины чаще относят себя к «обеспеченным» и «зажиточным», а женщины, особенно те, кто имеет детей, — к «нищим», «необеспеченным» и «бедным».

Край несколько отстаёт от России в целом и некоторых других регионов по темпам развития среднего класса. У нас сильны процессы не только экономического, но и социального расслоения, то есть усиления полярных социальных групп. Причём состав «нашего» среднего класса заметно отличается от общероссийского среднего класса. В краевом «среднем классе» больше доля людей с высоким достатком, но работающих на государственной службе или на госпредприятиях, которые не проявляют соответствующей предпринимательской или политической активности.

Согласно результатам исследования, в целом протестный потенциал населения Красноярского края довольно высок: 47% опрошенных выразили ту или иную степень готовности принять участие в акциях протеста.

По данным экспертного опроса, большинство экспертов полагают, что апатия в регионе будет расти (70%). Три четверти экспертов считают, что «удовлетворённость жизнью будет снижаться». Абсолютное большинство из них ответили, что доверие к власти также будет снижаться (84%). По мнению более половины экспертов, возрастёт опасность массовых выступлений (61%). У большинства опрошенных экспертов также преобладает пессимистический прогноз относительно изменения социального самочувствия жителей края, которое, по мнению 89% из них, будет ухудшаться, как и уровень жизни его жителей.

В. Немировский, доктор социол. наук, профессор

Похожие материалы