Задачка на вырост

или Учитель, помоги создать себя

Вот вам загадка. Это путешествие не связано границами времени и пространства. Оно совершается по зову чувства, не имеет определённой цели, причины и финала. Если вы затрудняетесь ответить, о каком путешествии идёт речь, значит, вы никогда не читали романы сентименталистов.

Студенты Гуманитарного института и Института педагогики, психологии и социологии, напротив, не только читали такие произведения, но и стали их авторами. «Моё сентиментальное путешествие» — так называлось творческое задание для будущих специалистов по рекламе, PR и искусствоведению, которые изучают историю мировой литературы. О необычной преподавательской практике и взгляде на современное высшее образование рассказывает доцент кафедры искусствоведения ГИ СФУ Мария Владимировна ТАРАСОВА.

— Даже на филологических специальностях студенты только читают литературу прежних веков, не пытаясь воспроизвести стиль и манеру изложения. Как у вас возникла идея такого задания?

— Я постоянно нахожусь в поиске новых идей для решения главной педагогической задачи — сделать студента активным участником процесса самообразования. Каждая учебная дисциплина, на мой взгляд, должна быть пространством творчества для студента. Решение смоделировать литературный процесс позволило одновременно и войти в язык произведения, и выступить в качестве создателя художественного текста, и, что самое главное, почувствовать себя не сторонним наблюдателем литературы, а её творцом.
Как закономерный итог этих методических рассуждений возникла идея книги. Поэтому не только написание текста, но и его оформление стало частью той литературной игры, в которую играли студенты.

— Для многих из нас ещё со школьных времён сочинения казались куда большей пыткой, нежели простое чтение книг. Как на ваше предложение отреагировали студенты?

— Я думаю, что изначально студенты, конечно, усомнились в своих силах. И в то же время задание заинтриговало их, бросило вызов — смогу ли? В результате я получила порядка семидесяти сочинений — это говорит о том, что студенты были рады принять вызов и открыть что-то новое в себе.

— Литературные критики говорят, что личность писателя отражается в его произведениях. С какой стороны открылись студенты в текстах?

— Задание ещё раз убедило меня, насколько человек готов к творчеству и жаждет самораскрытия — необходимо только создать для этого условия. В данном случае главной образовательной силой стала литература — в единстве идеи и языка. Ведь речь шла не об умении подражать определённому стилю, а о том, чтобы выйти навстречу своим чувствам и при этом услышать мир, говорящий с нами на одном языке. Способность заглянуть в себя и понять правила общения с миром — вот это, пожалуй, и есть то главное, что открыли студенты в себе, а я ­— в них.

— Наверняка в вашем арсенале есть и другие формы творческой работы со студентами.

— Существуют такие задания, которые раскрывают материал и позволяют студенту понять, что он слушает не про других, а про себя, что он тоже может быть действующим лицом. Например, в рамках этого же курса по истории мировой литературы студенты создают собственные поэтические тексты по законам барочного «искусства быстрого разума». Будущим рекламистам на истории искусства я предлагаю сделать собственные рекламные проекты на изучаемом материале: реклама альбома произведений художника, реклама выставки. Ещё одно из самых интересных заданий было связано с созданием рекламы самого учебного курса по истории искусства XIX века.

Будущим искусствоведам я предложила задание с условным названием «Скульптура говорит». Студентам этой специальности очень важно осознавать, что произведение искусства первым начинает диалог со своим зрителем. И для того чтобы понять, что именно оно сообщает, каждый студент должен был от лица скульптуры написать обращение к своему зрителю. Должна сказать, что получились очень красивые и, что важно, искусствоведчески точные тексты.

— Часто мы видим, что гуманитарный и технический взгляды на образование резко отличаются. Какой вы видите цель образования вообще и университетского в частности?

— Современное высшее образование не должно концентрироваться на узкой специализации студента. В вузе строится модель человека, потенциально свободного в своем развитии. Главное в этом процессе — освобождение и проявление внутренней сущности человека. Время высшего образования — это время идеального моделирования и себя, и своих способов отношения с миром, и своего будущего. Студенческий возраст — это время размышления человека над собой и своими возможностями, ещё не требующими обязательной пробы, это время проектирования собственной жизни.

Задача университета — помочь студенту в личностном самосовершенствовании, в развитии способностей к индивидуальному росту, построению картины мира. Но эту цель нельзя достигнуть в ситуации полной образовательной свободы: необходимо столкновение двух сторон — мира и человека. Каждый учебный курс может и должен дать студенту возможность проанализировать те картины мира, которые свёрнуты в математических формулах, исторических фактах или произведениях художественной литературы и искусства. И через взаимодействие с этими моделями мира может родиться новое качество — картина мира студента.

Кирилл АРСЕНЬЕВ

… Дом. Никогда не думала, что можно плакать, глядя на полуразвалившийся дом; можно, если в нём ты родилась и счастливо жила.

Дом перестроили, больше не было зала, где я обнимала только что вернувшегося с рейса отца; кухни, где готовила мама.

«Лысую гору» узнаю не сразу — она наполовину заросла деревьями, уже не покатаешься зимой.

— Тани с Колей дочка младшая, — по крайней мере, десяток раз услышала я за этот день. Мало кого помня, оставалось улыбаться всем этим людям, которые знали меня ещё ребенком. Я выросла, а поселок постарел... теперь всё по-другому.

Весь вечер я улыбалась.

Анастасия ЦАРЁВА

…Я ехала встретиться с О’Генри. И я бы, наверняка, его встретила, если бы не опаздывала на нашу встречу. Задержалась на сто лет.

Знаете, раньше была добрая традиция оставлять клад: зарывать в землю что-то ценное и непременно возвращаться за этой вещью потом. Клад может быть и чем-то нематериальным. Например, прогуляться по району, вдохнуть его в себя, запомнить. А потом, уже совсем в других часовых поясах, климатических зонах или измерениях найти в памяти «бутылку с письмом». В письме будет написано, что тогда в Нью-Йорке я гуляла в том самом месте, где бандиты из произведений О’Генри «украшали собой перекрёстки»...

Маргарита БИЖАН

Однажды, после тяжёлой и продолжительной летней сессии, мне довелось совершить путешествие. Необходимость отдыха, скорее даже морального, нежели физического, сделала это путешествие крайне своевременным и даже необходимым. То был, в общем-то, обычный для многих красноярцев сплав на плоту по Мане. «Что же такого примечательного в этой поездке?» — задастся вполне справедливым вопросом читатель. Не претендуя на особую оригинальность, скажу лишь, что эта поездка на некоторое время выдернула вашего покорного слугу из привычного окружения и предоставила возможность совершить ряд наблюдений, коими и хочу поделиться с читателем…

Евгений ФЕДОРЧЕНКО

Похожие материалы