Тенденция-регион

На очередной сессии «ТЭФИ-Регион», проходившей с 15 по 18 февраля в Ульяновске, участники и со сцены, и в кулуарах признавались друг другу, что аналитики сегодня на отечественном ТВ нет. Вместо этого — итоги за неделю. Такой большой, обзорный, но чисто информационный выпуск.

Складывается впечатление, что нашему государству (я не открою сейчас Америку) просто не нужна серьёзная телевизионная аналитика. А программа Марианны Максимовской «Неделя», как музейный экспонат под стеклом, демонстрирует то, чего уже нет.

Понятие «чиновничества» достойно отдельного внимания в контексте темы телевидения. Только на первый взгляд чиновник является всего лишь одним из героев. На самом деле никто так не влияет на жизнь региональной телекомпании, как чиновник. Причём как положительно, так и отрицательно. Иногда это просто «зубная боль в сердце». Самый часто задаваемый вопрос на мастер-классе: «Как работать с чиновниками?».

Прежде всего, слух режет речь. Обычно речь чиновника ужасна. Как справляться с косноязычием героя, на мастер-классе советовала Нина Зверева. Рекомендации просты, но лично я не слышала ничего подобного на занятиях в университете или где-либо ещё. Первое: если вы хотите, чтобы вам сказали что-то эмоциональное и настоящее, разозлите собеседника. Он вам заученный текст из пресс-релиза, а вы ему: «Простите, но ведь скорая приехала не вовремя?». На четвёртый раз он сломается и скажет то, что вам нужно, своими словами. Совет второй — попросите героя повторить ваш вопрос перед ответом. Эта придумка работает, когда собеседник нервничает перед камерой.

Но косноязычные синхроны —это ещё полбеды. Плохо, когда репортёр или ведущий сам заражается подобным канцеляритом. И тогда получается: «после дождя усилилась ямность дорог». Самоконтроль и ещё раз самоконтроль!

Понятно, что человеку, от которого часто зависят дела твоей телекомпании, который «повелевает» тебе и твоим собратьям называть республику Башкирия — только Башкортостаном, а мэра — главой муниципального образования, хочется взять и «всадить» свой «заточенный» вопрос прямо в прямом эфире. К сожалению, агрессивная манера зачастую скрывает лишь глупость или неподготовленность интервьюера. Причём скрывает плохо. И никакая благородная цель «показать истинное лицо» не оправдывает низкие средства.

Другое дело — провокационные вопросы. Средство уже легитимное, но спорное. Нет единой точки зрения, стоит или не стоит их задавать. Впрочем, никто не даст вам и рецепта идеальной беседы: сначала три мини-провокации, потом два релакс-вопроса, а последний — «ваши творческие планы»…

Следующая тенденция на сегодняшнем телевидении: ничего нового не ждёшь не только от человека в футляре, но и от программы новостей. Новости — конвейерное производство. Отлаженная технология, предсказуемая вёрстка, сюжеты по шаблону. Это День сурка, даже несмотря на то, что каждый день зрителям рассказывают о сегодняшних событиях. Именно в отсутствии экспериментов члены жюри упрекали региональные информационные программы.

На фоне других выделилась «Служба новостей» телекомпании «Вся Уфа», вышедшая в финал в номинации «Ежедневная информационная программа для городов-миллионников». Похоже, руководство компании решило устроить проверку на интеллект для своих сотрудников и выбросило телесуфлёр. Не читать, а рассказывать новости. Это непросто.

Далее — новости снимают не в студии, как обычно, а прямо в редакции «плавающей» камерой. Время от времени сами репортёры анонсируют истории, над которыми сейчас работают. У программы много спорных моментов: это и странный подбор тем для полноценного информационного выпуска, и красный галстук на голой шее шеф-редактора, и не всегда качественная операторская работа. И всё же «Служба новостей» — приятное исключение на общем региональном фоне «вечной мерзлоты».

Уже не в первый раз на «ТЭФИ-Регион» звучит мысль о том, что зрители всё чаще предпочитают региональные новости федеральным. Возможно, такая смена вкусов связана с тем, что больше интереса появилось к тому, что происходит рядом. Второе предположение более печально: доверие к «большому ящику» сильно упало. Потеря зрителя связана и со стремительным уходом в Интернет какой-то части аудитории. Но будут ли пользователи смотреть местные новости, а не читать их на ленте? Будут ли в скором времени консервативные «диванные» зрители доверять «своим» новостям больше, чем федеральным, только потому, что они «свои», местные? Эти вопросы остаются открытыми.

Другое любопытное наблюдение связано с учебной программой сессии. На этот раз рассуждать на профессиональные темы позвали не только телевизионщиков, но и радийщиков, газетчиков, обозревателей — Марина Королёва работает на радиостанции «Эхо Москвы», Андрей Реут является заместителем главного редактора газеты «Известия», Анна Качкаева заведует кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, а также работает на «Радио Свобода». Всё это может свидетельствовать о том, что современная журналистика вновь приходит к своему «неделимому» состоянию. На нивах Интернета становится возможным появление интегративных проектов. И они появляются: «Инфомания», «Вести.net», канал «Дождь», «Current TV». Да любой текст, включающий в себя, например, видео, уже является интегративным продуктом. То есть сегодня журналист, чтобы держать нос по ветру, должен осваивать все пространства медиа. И это даже не вопрос успешности, а вопрос выживания в профессии.

На «ТЭФИ-Регион» побывала студентка ИФиЯК Анна СИНЬКОВА

Похожие материалы