«БАРДизм» как явление

Рубрику ведёт сотрудник ЦСК Илья КАЧАЙ

Авторская песня, как мы выяснили в прошлых выпусках газеты, глубоко проникла в культуру и уже давно является неотъемлемой её частью. Это отразилось и в языке, явившем такие неологизмы, как «бард-лагерь», «бард-сплав»… Давайте разберёмся, в чём суть таких форм бардовского творчества.

Бард-клуб (в прошлом — легендарный КСП) — место постоянных встреч единомышленников для репетиций, обмена песнями и душевного общения. Свой КАП существует даже в Австралии.

Бард-куст — объединение нескольких бард-клубов в связи с общностью взглядов и интересов для решения крупных творческих задач. Обычно располагаются в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург.

Бард-школа — целенаправленное обучение игре на гитаре, вокалу, актёрскому мастерству и поэтическому слову как взрослых, так и детей. Наиболее известная школа —«Белая ворона» (г. Орск).

Творческая бард-ассоциация — неформальное объединение творческих личностей, в том числе художников, архитекторов, актёров, танцоров для реализации бардовских проектов. Одна из ведущих бард-ассоциаций — «32 Августа», объединяющая Москву, Питер и Нижний Новгород.

Бард-фестиваль — настоящий праздник авторской песни. Главный подарок для любого слушателя — это серия концертов с различной тематикой: от военно-патриотической до юмористической. На крупные фестивали съезжаются бардовские делегации из самых отдалённых регионов.

Бард-конкурс — «явление безнравственное». Как вы определите, кто лучше: КУКИН или ГОРОДНИЦКИЙ? МИТЯЕВ или ФРОЛОВА? Быть может, ОКУДЖАВА?

Бард-слёт — театрализованное творческое путешествие-соревнование между делегациями авторов-исполнителей. В его основе чаще всего лежит серия шуточных заданий, а главной целью является активный культурный отдых.

Бард-лагерь — творческая выездная организация, направленная на погружение в мир литературы, искусства, истории АП. Здесь также проводятся мастер-классы по авторскому и исполнительскому мастерству.

Бард-театр — это постановка спектаклей на основе авторской песни. Свой театр есть у Елены КАМБУРОВОЙ, а дуэт «Иваси» создал легендарный мюзикл «Норд-Ост».

Бард-концерт — это всегда шоу-диалог артиста с залом посредством традиционных записок. По форме проведения бардовские концерты настолько разнообразны, что проще их посетить и погрузиться в неповторимую атмосферу.

Красноярск также внёс большой вклад в развитие авторской песни. Так, наши авторы-исполнители придумали уникальный бард-сплав по реке Мана с концертами во время стоянок на берегу. Именно в Красноярске зародился самый крупный бардовский интернет-портал bards.ru, где можно послушать порядка 40 000 песен, прочитать 2 000 статей и просмотреть тысячи фотографий.

А недавно в нашем городе открылось бард-кафе, где в непринуждённой обстановке за чашкой чая можно послушать лучших сибирских авторов и исполнителей. Концерты проходят по субботам с 19 часов на пр. Мира, 25.

Знаете ли вы, что:

>> В 1940 году ученики 9 класса 242-й ленинградской школы Павел Гандельман и Трудослав Залесов задались невероятной целью: написать песню, которую пел бы весь мир. «Нам захотелось сочинить сокрушительно-кровавую песню на популярный мотив, коих в то время было множество». Множество уроков было посвящено творчеству и вскоре появилась песня «В Кейптаунском поpту». Поразительно, но эта песня, которую по определению можно считать бардовской, действительно обошла весь мир. В России она известна в исполнениях Леонида Утёсова, Андрея Макаревича, Ларисы Долиной, а за рубежом в различных текстовых интерпретациях её пели знаменитые Элла Фитцджеральд, Гая Ломбордо, Джуди Гарланд и многие другие.

>> Один из классиков жанра АП Александр Городницкий, ныне президент Ассоциации российских бардов, профессор МГУ, участник экспедиций по поискам Атлантиды, свою первую песню «Геофизический вальс» написал за одну ночь под угрозой лишения комсомольского билета, т.к. его геофизический факультет мог проиграть соперникам с геологического факультета конкурс студенческих спектаклей.

>> Песню Городницкого «На материк» в начале 60-х рабочие геологической партии исполняли как одну из «старых лагерных». Будучи, по словам Городницкого, «молодым, глупым и тщеславным», он немедленно заявил о своём авторстве, что вызвало волну возмущений. Этим дело не закончилось: в 80-е годы на Кольском полуострове Городницкому показали могилу «того самого, кто эту песню написал».

Похожие материалы