И профориентация требует инноваций

Как всё было просто в традиционном обществе: отец плотник — и сын пусть будет плотником, торгуют родители —и чадо пусть торговать учится. А с девушками хлопот вообще никаких не было: выдал замуж за хорошего человека, и пускай она там за хозяйством следит и о детях заботится.

В наши дни всё гораздо сложнее. Только в России существует более семи тысяч различных профессий. Взрослый опытный человек не сразу разберётся в таком многообразии, что уж говорить о школьниках, которым в 17 лет нужно сделать выбор «на всю жизнь». Профессор СФУ Валентина КОВАЛЕВИЧ утверждает, что никакого выбора подросток по-настоящему сделать не может, а потому любая профориентация превращается, по сути, в профанацию. Реальная задача взрослых — показать ребёнку ценность профессиональной деятельности вообще и донести мысль о необходимости найти своё место в социуме, вне зависимости от того, кем конкретно он будет работать.

Слово «профессия» пришло к нам из латинского языка, где означало «публичное выступление». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично. Выбор у античных людей был невелик: в основном, занимались ремеслом, выращивали злаки и скот, служили в армии.

Сегодня, заглянув в официальный реестр российских профессий, можно только подивиться целому океану всевозможной деятельности, где наряду с общеизвестными профессиями можно встретить малознакомых регулировщика хвостового хозяйства, выгребальщика костров, красильщика карандашей, монтировщика скелетов мелких животных, испытателя бумажных мешков и многие другие.

«Мы занимаемся вопросами профессионализации школьников уже 15 лет, — рассказывает Валентина Тимофеевна. — В 1994 году открыли в Политехническом институте кафедру социальной психологии, а в 1995 прошёл первый набор студентов на специальность «Информационные системы в социальной психологии». Для организации учебной практики в школах мы заключили договор о сотрудничестве с управлением образования Октябрьского района при условии, что наши студенты будут проводить для ребят профориентационную диагностику».

Вскоре стало очевидно, что диагностика сама по себе малоэффективна. Ощущалась необходимость в долгосрочном сопровождении школьников — психологические программы, консультации, общение с родителями и учителями. Так на базе школы № 82 г. Красноярска появился научно-методический центр «Профориентационный менеджмент».

Над проблемой самоопределения школьников теперь работал небольшой научный коллектив, включающий представителей нескольких школ, молодёжных и муниципальных учреждений, органов власти. Но самое главное, был обнаружен совершенно иной подход к вопросу профессиональной ориентации выпускников школ. Валентина Тимофеевна и её коллеги не пытаются водить школьников по непроходимому лабиринту профессий. Они говорят о том, что, имея определённые склонности, можно работать в любой сфере, но в том амплуа, к которому есть естественная предрасположенность. Например, если ребёнок от природы хороший исполнитель и сам это понимает, то не важно, где он будет играть эту роль — будучи адвокатом, министром или физиком-ядерщиком. Выбор конкретной профессии — просто дело вкуса.

«Замечу, что в данном подходе к проблемам профориентации мы не одиноки, —подчёркивает В.Т. Ковалевич. — Нашими союзниками являются как серьёзные учёные (Л.М. Митина, Е.А. Климов, С.Н. Дубовой, В.А. Адольф и др.), так и многие учителя–практики».

Любопытно, что подобная система проф-ориентации существовала у наших далёких предков. Когда маленький ребёнок только-только начинал ходить, его заводили в пустую комнату, где лежали четыре предмета: книга, драгоценность, меч и молоток. За что первое хватался ребёнок, к тому у него и были врождённые задатки: обучать, торговать, управлять или физически трудиться. «В своей работе мы не просто советуем наугад, — говорит Валентина Тимофеевна. — Мы следим за судьбами учащихся, которые прошли наши программы. По статистике, у большинства из них попадание было точное. Об этом, в первую очередь, свидетельствует их высокая успеваемость и быстрая адаптация в вузе».

Разговор продолжает Игорь Ковалевич, заведующий кафедрой социальных технологий ИППС: «С 2006 по 2009 годы в рамках нашего научно-образовательного комплекса «школа-вуз» мы провели в Красноярском крае масштабное исследование среди учащихся старших классов общеобразовательных школ. При помощи сети Интернет было протестировано 925 человек на предмет их готовности к профессиональной деятельности. Эти данные, а также исследования первокурсников и второкурсников, прошедших наши профориентационные программы, показали высокую эффективность подхода, в котором вы не ограничиваете свободу ребёнка конкретной профессией, а помогаете ему лучше разобраться в себе и своей личности».

21 апреля сотрудники кафедры социальных технологий ИППС вместе с партнёрами своей профориентационной программы проведут Всероссийскую научно-практическую конференцию.

Главное достижение, которым хотят поделиться сибирские учёные, это внедрение элементов профессиональной ориентации непосредственно в сам учебный процесс (раньше на это уделялось только внеучебное время). Кроме того, на конференции будут представлены программы повышения квалификации педагогов, а также диагностические комплексы, разработанные специалистами кафедры, которые позволяют работать со школами края в удалённом режиме.

Кирилл АРСЕНЬЕВ

Похожие материалы