«Новая мифология»

Искусство ли это?

Презентация новой авторской работы старшего преподавателя Института цветных металлов и материаловедения СФУ, заведующего лабораторией художественной ковки, члена Союза кузнецов России Сергея КОЛЧИНА пройдёт 22 апреля в фойе корпуса на пр. им. газ «Красноярский рабочий», 95. Скульптура «Советники вождя» — первая из серии «Новая мифология». Мастер приурочил показ своего произведения ко дню рождения В.И. Ленина.

— Бюст Ильича, изготовленный из цемента, несколько лет назад принёс ко мне в мастерскую коллега. Он пояснил, что нашёл «голову» висящей на заборе, — рассказывает Сергей Анатольевич. — Работа стандартная, сделанная ещё в советские времена, когда подобные бюсты штамповали тысячами как один из символов режима. Внутри фигура пустотелая — вот какие-то «шутники» и насадили её на колышек. Дальше путь, видимо, лежал на свалку. Но коллега со словами: «Ну не могу, пусть у тебя хоть постоит», спас памятник и ушёл со спокойной душой. Зато я лишился покоя.

Фигура стояла на подоконнике и каждый день при взгляде на неё возникали разнообразные мыслеобразы. Как рождается замысел — никому не известно… Просто перехлестнулась мифология советская с мифологией германо-скандинавской. И вдруг — бах, вспышка: я вижу Одина, на плечах два ворона вещих, с лицами Энгельса и Маркса. И всё, всё!!! Мысль появилась года два назад, забыть её невозможно, а до воплощения в металле не доходило, очевидно, должно было созреть. Месяц назад, в преддверии дня рождения Ильича, начал работу. Ещё раз убеждаюсь, что нами руководят свыше, подталкивая к чему-то, им виднее… Не каждый день можешь приступить к такому творчеству, это ведь не чистка зубов или стрижка ногтей. Так, будучи лишь орудием в чьих-то руках, я творил… На голову вождя (внушительных размеров) водрузил выкованный из стали рогатый шлем, как у викингов — поместил всё это на металлическую площадку овальной формы, изображающую плечи. На плечах слева и справа лицом к вождю и вполоборота к зрителям — «вороны», напоминающие сфинксов — с очень узнаваемыми лицами. У них были имена – их звали Хугин (в переводе — мыслящий) и Мунин (помнящий). Под крылышком у Маркса — «Das Kapital».

— Довольны результатом?

— В общем-то, да. Но сразу задумался: если поставлю опять эту, с позволения сказать, облагороженную голову на подоконник, кто её увидит? В чём тогда суть моей деятельности здесь, в университете, кроме обучения студентов? Если для моих коллег, занимающихся наукой, важны научные открытия, то для меня — изготовление уникальных художественных вещей. Художественное всегда несёт в себе какой-то смысл и само по себе должно быть неким креативом. Иначе — просто «розочки ковать»: красиво, но смысла уподобляться природе нет (живая роза всё равно лучше). А здесь в центре внимания — наши человеческие мысли: ЗАЧЕМ? КТО? КАК? ПОЧЕМУ?

По ходу дела думал: почему наша власть берёт из прошлого только то, что ей в данный момент выгодно? Вот он, дедушка Ленин, — думал я, стоя у горна, — сегодня только что не выкинут на свалку. А сколько ещё таких героев могучих в истории? И, собственно говоря, возникла идея сделать серию работ под названием «Новая мифология». Владимир Ильич просто первым оказался в этом ряду. Сейчас я пока не хочу предвосхищать, но мысли о последующих героях уже роятся в голове, а кое-что выплеснулось на бумаге. Впереди — воплощение в металле.

— Как думаете, не оскорбит ли ваш кованый шедевр чьи-нибудь чувства?

— Надо быть фанатиком, чтобы видеть в изображении Ильича только какую-то устоявшуюся политическую фигуру, а если хоть на йоту в сторону — то, дескать, это издевательство над образом вождя. Против советской власти я по большому счёту ничего не имею, потому что по сравнению с капитализмом всё равно это был шаг вперёд. Не получилось — это другой вопрос. Однако вожди меняются: смотришь на образы, созданные одним и тем же художником в разные годы, и видишь: вместо Ленина — уже Сталин (или оба рядом).

Некоторые знакомые мне говорят: что ты наделал — обижаться же будут! А я отвечаю: как можно обижаться на мифологию? Развитие истории идёт по спирали, и вот он сам, Ленин, попал в одины (не прошло и трёх тысячелетий). Какой смысл во всём этом?.. Очень интересно, какие мысли и ассоциации вызовет моя работа у зрителей.

Соб. инф.

Похожие материалы