Куплю образование. С посредником

В последней декаде апреля главные педагогические умы России собрались в Красноярском педагогическом колледже № 1, обозначив своим присутствием начало XVIII Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика развития». Более трёхсот участников из разных уголков страны собрались в этом году, чтобы обсудить посредническую функцию и посредническое действие в образовании. «Для меня это очень просто, — говорит Виктор БОЛОТОВ, вице-президент РАО, — есть будущее, и есть сегодняшние дети. Кто-то или что-то, а скорее кто-то и что-то, должны обеспечить переход наших детей в будущее. И в этом смысле посредник, обеспечивающий переход, для меня и есть педагогика развития».

Работа конференции длилась три дня — с утра и до позднего вечера шли симпозиумы, панельные дискуссии, круглые столы, мастерские, презентации образовательных проектов. Особый интерес представляли доклады на пленарных заседаниях. В первый день Игорь РЕМОРЕНКО, статс-секретарь —заместитель Министра образования и науки РФ, рассказал о новом законопроекте в образовании, который объединит две последние законотворческие инициативы, затрагивающие среднюю и высшую школы. Его главная идея — перейти от ведомственного регулирования процесса образования к регулированию непосредственно самими гражданами. Игорь Михайлович отметил десять конкретных изменений, которые ждут российскую систему образования, в частности: возможность выбирать учебные курсы как внутри учреждения, так и вне его; перевод всего документооборота в компьютерный формат; использование не только печатных, но и электронных образовательных ресурсов, общедоступность среднего профессионального образования и др. Показательно, что опубликованный в прошлом году в Интернете новый законопроект об образовании вызвал десятки тысяч откликов.

Во второй день внимание всех участников конференции привлёк доклад Катерины ПОЛИВАНОВОЙ, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО. Рассказывая о детях постмодерна, профессор Поливанова отметила, что хотя само понятие «детство» не более чем искусственный конструкт, возникший в 17-м веке на противопоставлении детей и взрослых, у ребёнка 21 века взросление происходит в совершенно иных условиях. Традиционно детство связывалось с будущим, вклад в ребёнка означал вклад в перспективу.

Сегодняшнее «детство» — это ностальгия по тем ценностям, которые остались в прошлом. Изменилось и отношение к школе. Если раньше общее образование воспринималось как бескорыстное благо для ребёнка, то современные родители приходят в школу за образовательной услугой и потому предъявляют особые требования к учреждению и педагогам. Усиливается проблема становления идентичности у детей и подростков. Например, в американских пиар-службах детей 8-12 лет уже начали выделять в отдельную целевую группу, чтобы с юных лет приучать их к конкретным брендам и торговым маркам.

«Образование, находясь в глубоком кризисе, решило обратиться на этой конференции к некоторым корням, — комментирует ситуацию Александр АРОНОВ, профессор, заведующий кафедрой педагогики высшей школы ИППС СФУ. — И в который раз обнаружилось, что основанием и опорой образования является культура. Однако мы увидели, что отдельная культурная единица (например, художественное произведение), которая была получена в результате некоего творческого акта, не может быть просто передана, что называется, «из рук в руки». Фактически нужен субъект, организующий ситуации, где ученики сами проявляют творчество и реконструируют процесс создания этой единицы культуры. Такого субъекта и можно назвать посредником.

Посредничество противостоит мистической идее самостоятельности школьников (или студентов), которые якобы сами чего-то хотят и что-то ищут.

Такой подход — своего рода попытка отгородиться от проблемы, то есть спихнуть кризис образования на самих обучающихся. С детьми трудностей нет, они есть со взрослыми».

Замечание И.М. Реморенко о том, что эффекты образовательной деятельности должны измеряться не системой образования, а внешними агентами — экономикой страны, политикой, уровнем и качеством жизни людей, поддержал Ефим КОГАН, научный руководитель Приволжского филиала Федерального института развития образования (г. Самара): «Это означает, что хорошо бы было привлечь к конференции людей со стороны, не из образования. Пусть они расскажут, что и как они видят, что им не нравится, какие результаты они не приемлют. Тогда появится дополнительная возможность размышлять над тем, что плохо-хорошо, искать соответствия. Мне кажется, что вот так можно было бы оживить пространство конференции, потому что жить 18 лет в одном ключе невозможно».

О «заслугах» конференции, которая «продвигает всех собравшихся в каком-то направлении», говорил Виктор ПАХАЛЬЯН, профессор кафедры практической психологии Московского института открытого образования: «С одной стороны, обозначенная тема — узкий коридор, а с другой, если учитель, психолог, директор, министр говорят в рамках этой темы со своих позиций, то каждый из нас видит и слышит иные мнения и концентрированно начинает себя проявлять, что даёт возможность нам расти. Ещё очень важно, что здесь собираются не только специалисты в разных сферах, но и молодые люди, которые ещё учатся. Чем больше будет таких людей, которые приходят сюда, встраиваются в эту культуру конференции, тем эффективнее они смогут продолжать это дело, воспроизводить потом эту культуру. К сожалению, в стране, и даже в Москве, таких уникальных конференций почти не осталось. Большая часть конференций проводятся как плановые мероприятия, где нет места дискуссиям. А вот формат дискуссий, постановки вопроса и преподнесения этого не как решённой проблемы, а как нерешённой (в пленарных докладах нередко звучит «я не знаю, я сомневаюсь, я только пошёл в этом направлении…») задаёт некий научный тип мышления».

Дарья ШТОРК, студентка 4 курса Института педагогики, психологии и социологии СФУ: «Я участвую в конференции третий год подряд, и каждый раз выступаю в роли не только слушателя, но и участника оргкомитета. Для меня «Педагогика развития» — это не только научный и профессиональный, но и личностный рост. На самой конференции я составляла заметки и мини-отчёты о работе секций и круглых столов, так что нередко удавалось серьёзно погрузиться в обсуждаемые темы. Особенно когда появлялась возможность взять интервью у известных учёных, по книгам которых ты занимаешься в вузе. Однако самое интересное наблюдение — что год от года я начинаю лучше понимать, о чём говорят старшие коллеги, вижу, как использовать информацию в своём научном исследовании или в профессиональной деятельности».

Кирилл АРСЕНЬЕВ

Похожие материалы