Слухи о смерти авторской песни сильно преувеличены…

Финальный текст рубрики

В определённой среде существует некий непоколебимый образ барда: дескать, это человек с убогим мировоззрением, поющий убогие песни под убогие три аккорда непременно в грязных джинсах и прожжённом свитере. Очень хочется вернуть общество к действительности и открыть глаза упорствующим в своём заблуждении дилетантам. Давайте обратимся к фактам. Итак, почему же мы говорим об авторской песне как о наиболее динамично развивающейся области современной молодёжной культуры? Потому что...

1. Ни одно искусство не имеет такого большого социально-общественного движения, как авторская песня. Об этом говорит огромное количество клубов авторской песни в нашей стране и даже за её пределами. Каждый крупный город в России имеет от двух до пяти клубов авторской песни. Только в Красноярске их четыре, а по краю — двенадцать. А фестивалей и конкурсов в области авторской песни в регионах проводится в среднем порядка 15 — ежегодно. В Красноярском крае, например, проводится 12 фестивалей и конкурсов. Какое рок-движение может этим похвастать?

2. Только в авторской песне существуют настолько многочисленные фестивали. Ни один джаз- или фолк-фестиваль не собирал столько зрителей и участников, сколько знаменитый Грушинский фестиваль (от 100 до 300 тысяч человек в разное время). В Красноярском крае, например, краевой фестиваль авторской песни «Высоцкий и Сибирь» уже на второй год своего существования собрал пять тысяч человек. И думается, что через десять лет он будет собирать ещё больше зрителей, чем фестиваль на берегах Волги.

3. Редко какое творческое движение объединяет людей настолько разных возрастов, профессий и социальных статусов. Это происходит, прежде всего, благодаря общечеловеческим ценностям, заложенным в самой идее авторской песни. Ведь всегда будут существовать вечные вопросы, которые волнуют как человека семнадцати лет, так и людей за пятьдесят. Авторская песня — одна из немногих областей искусства, которая поможет решить проблему отцов и детей, студентов и преподавателей, разницы их интересов. Авторская песня одинаково интересна и тем, и другим.

4. Авторская песня берёт своё начало в извечной потребности человека в творчестве и самовыражении. По сути, романсы Дениса Давыдова, основной профессией которого было военного дело, являются предтечей авторской песни, где свои чувства и мысли выражает непрофессионал в области музыки и поэзии. К этому же явлению можно отнести домашнее музицирование, городской романс и пресловутые стихи в альбом. Изначально авторская песня классифицировалась многими учёными как жанр городского фольклора: она, в отличие от высокого искусства, простым и доступным для каждого языком могла выразить наболевшие вопросы как личной, так и общественной жизни.

5. Авторская песня многогранна по многим признакам.

>> Тематика: нет тем, которых бы не затронула авторская песня — война, любовь, политика, история, искусство, бытовые проблемы (от семейных дрязг до сантехники) — в общем, вы всегда сможете найти среди 9 843 512 песен свою единственную, ту, которая отражает именно ваше эмоциональное состояние. Помните о том, что каждую секунду на этой планете кто-то сочиняет ещё одну. И не исключено, что именно она – про вас. Ну вот, их уже 9 843 513.

>> Музыкальная форма: у авторской песни нет жанрообразующих характеристик. В отличие от джаза, блюза или рок-н-ролла, она использует любые музыкальные формы для более полного выявления смысла, заключённого в стихотворном тексте.

>> Многоступенчатость восприятия: авторская песня способна стать близкой абсолютно каждому человеку, ведь существуют как совсем простые песни (их можно услышать в любом дворе), так и глубокие философские, для которых требуется определённый уровень знаний. Человек, начавший с дворовых песен и «шансона», постепенно приходит к творчеству Галича и песням на стихи Бродского и Цветаевой.

>> Универсальный характер: авторской песней можно шутить, рассуждать, беседовать, протестовать, молиться. Но даже когда авторская песня выступает как развлекательный элемент, в отличие от поп-культуры она использует юмор «выше пояса» и не изменяет своей этической норме.

6. И наконец, по главному критерию нынешнего дня — востребованности, который в шоу-бизнесе выражается в денежном эквиваленте, есть любопытный факт, который говорит за себя. Существует знаменитый проект «Песни нашего века», участники которого — ведущие авторы-исполнители —хором, в унисон, при минимальном музыкальном сопровождении (всего две гитары) записали диск с песнями классиков авторской песни (Городницкий, Визбор, Окуджава, Кукин и др.). На протяжении полугода этот диск был лидером продаж, опережая хиты Киркорова, Пугачёвой и прочих звёзд среди всех музыкальных направлений. И это безо всякой ТВ- и радиорекламы.

Да просто потому, что авторская песня —это ЖИЗНЬ.

Гимн авторской песне (в №№ 2-5 УЖ) сложил
сотрудник ЦСК Илья КАЧАЙ

Похожие материалы