В бюджете — стратегия

Отчёт об исполнении бюджета 2010 года и принятие бюджета 2011 года были главными вопросами апрельского заседания учёного совета СФУ. Докладчика — первого проректора по экономике и развитию П.М. ВЧЕРАШНЕГО — не ограничивали во времени.

Фото Л. ШОСТАК

Фото Л. ШОСТАК

Надо сказать, что новый подход к формированию бюджета, грамотные управленческие решения, принятые руководством вуза, дали свой эффект, что особенно показательно на результатах 2010 года. «Мы прожили минувший год в условиях жёсткой финансовой политики учредителя по основной смете и без дополнительной поддержки из федерального бюджета, которая в течение трёх лет в разных объёмах передавалась университету на Программу развития, — сказал П.М. Вчерашний. — И в этих условиях мы сохранили все стратегические тренды, обозначенные в Программе развития».

Существенную роль в том, что показатели результативности всех важнейших процессов не только не снизились, но и возросли (несмотря на отсутствие достаточного финансирования) — сыграл новый механизм формирования бюджета. Руководство не пошло по традиционному для российских бюджетных организаций пути «cколько придёт денег, столько и раскидаем на все статьи». Каждое подразделение университета сформулировало свои стратегические задачи; были определены принципиальные точки роста — и именно на их развитие направлены финансовые средства. «Когда есть воля руководителей и стратегическое представление о том, куда каждое структурное подразделение должно двигаться, — тогда и система успешно функционирует, и достигается желаемый совокупный результат», — подчеркнул П.М. Вчерашний.

Результаты 2010 года даже превзошли плановые. Объём финансирования по науке сравнялся с доходами от образовательной деятельности. Особенно можно гордиться тем, что университет получил финансирование по 6 крупным федеральным грантам, выдержав конкурсный отбор среди лучших российских вузов. В итоге — СФУ занял первую позицию в рейтинге классических и национальных исследовательских университетов по уровню развития инноваций и коммерциализации разработок. «Но нужно ставить себе цель — в 2 раза превысить привлечённые в науку средства по сравнению с образовательными доходами».

В сфере дополнительного профессионального образования мы перевыполнили план по оказанию услуг на 26%. Обучение прошли 17400 человек по 408 образовательным программам. И хотя ресурс этот имеет предел, резервы для развития есть. Кстати, 82% специалистов, привлечённых в сферу ДПО, — преподаватели СФУ.

Несмотря на уменьшение численности бюджетных студентов в 2010 году администрация университета добилась выделения дополнительных бюджетных ставок для ППС. При этом численность административно-управленческого аппарата была сокращена на 12%. Преподаватели без учёных степеней получили дополнительные выплаты в размере 15 тыс. руб. (сентябрь) и 30 тыс. руб. (декабрь).

В программах повышения квалификации и стажировок приняли участие 78 сотрудников, по программам академической мобильности привлечено более 250 визит-профессоров и специалистов.

Программные средства всё-таки поступили к университет — в самом конце 2010 года, в декабре. Статус автономного учреждения позволил университету перенести этот ресурс на текущий 2011-й год, без обязательств расходования средств в 2010 году (что было бы неосуществимо).

В отличие от предыдущего периода, когда главным было наращивание материальной базы, в ближайшие годы основной упор будет делаться на развитие человеческого капитала. В 2011 году руководство университета ставит перед собой следующие задачи:

>> Сохранение принятых университетом обязательств при существенном снижении контингента студентов.
>> Приём студентов, обучающихся на платной основе, на уровне результатов приёмной кампании 2010 года.
>> Поддержка подразделений, ориентированных на коммерциализацию продуктов научно-исследовательской деятельности (на адресную поддержку выделяется 20 млн рублей).
>> Увеличение доходов от НИР.
>> Поддержка научных школ, программ академической мобильности студентов и преподавателей.
>> Оптимизация деятельности филиальной сети.
>> Сокращение расходов на административно-хозяйственный персонал.

Развитие человеческого капитала должно привести и к такому следствию, как усиление внедренческого уклона. «Мы должны наглядно продемонстрировать населению края свои возможности и разработки, вовлекать молодёжь и учащихся школ. Красноярцы должны увидеть и почувствовать, каким образом СФУ делает их жизнь комфортнее, спокойнее, а наш край — привлекательнее и конкурентоспособнее других регионов».

Что нужно делать для обеспечения взятых на себя обязательств? Главная задача управленцев и финансистов, по мнению П.М. Вчерашнего, —повышение качества планирования во взаимосвязи с теми на самом деле ограниченными ресурсами, которыми университет располагает по всем направлениям деятельности. «Нужно не только прийти к глубоко дифференцированному подходу в распределении средств. Мы будем отслеживать и выявлять эффективность вложений и принятых управленческих решений. Важны не количественные показатели, а то, какой эффект они имеют, как повлияли на повышение уровня доходов преподавателей, на статус и авторитет университета и т.д.».

Одной из главных задач управления был и остаётся рост доходов преподавателей университета. Доходы ППС университета в 2010 году подтверждают, что год был действительно показательным: тот результат, который ранее достигался за счёт средств Программы развития, был достигнут за счёт научной и другой профессиональной деятельности ППС.

В текущем году вопрос увеличения зарплаты преподавателей становится крае-угольным. Университет уже вышел на уровень минимальной зарплаты 12,3 тыс. рублей. Но это — ежеквартальные показатели. Ставится цель — выйти на ежемесячную минимальную зарплату 12-12,5 тыс. руб., причём без учёта различных разовых доплат.

Здесь нужно сказать и о том, что среднемесячный доход преподавателей складывается из многих источников и определяется разными факторами. Зачастую зарплата зависит не только от количества прочитанных часов, остепенённости и др., но и от активной деятельности в рамках института. То есть за заработок конкретного человека ответственен не только ректорат, но и сам преподаватель, и его непосредственное руководство. В этом смысле очень важно привлечь внимание руководителей институтов к расширению возможностей увеличения доходов у работающих там преподавателей и сотрудников. (В скобках отметим, что разговор о заработной плате — тема очень острая, и ректорат, понимая это, уделяет ей особое внимание. Создана рабочая группа, которая анализирует информацию по заработной плате буквально каждого преподавателя и сотрудника университета, выявляя причины неиспользования потенциала данного работника, выясняя возможности для повышения заработка. В сентябре этот разговор будет продолжен — как на встречах с трудовыми коллективами, так и на страницах газеты «Новая университетская жизнь»).

Отдельно хотелось бы отметить планы капитального ремонта в 2011 году. Бюджет предусматривает:
>> Комплексный ремонт общежития № 6 — 26 млн руб.;
>> Капитальный ремонт студенческой столовой в пер. Вузовский, 6 — 31 млн руб.;
>> Капитальный ремонт спортивного корпуса с бассейном — 89 млн руб.;
>> Капитальный ремонт спортивного корпуса в пер. Вузовский, 5 «а» — 25,2 млн руб.;
>> Ремонт учебных корпусов — 46,3 млн руб.;
>> Строительство открытого стадиона —19,5 млн руб.;
>> Проведение ремонта базы практик «Комета» (оз. Шира) — 10 млн руб.

И последнее. С 2012 года на территории России вводятся государственные задания с показателями качества деятельности университетов и появлением процедур публичной отчётности. Руководители всех структурных подразделений должны быть готовы к работе в новых форматах.

Соб. инф.

Похожие материалы