Древний мир

Глазами современных студентов

Олимпийские игры — один из самых известных видов спортивных состязаний, который появился в глубокой древности. На них собирались представители многих греческих городов, чтобы проявить себя и прославить родной полис. Для психологии древних греков характерно понятие «агон» — «состязание», которое основывалось на стремлении показать, что полис одного участника олимпийских игр лучше, чем другого.

Постепенно принцип агона распространяется и на другие виды деятельности, в том числе на область литературы. Ораторы соревновались в произнесении речей. Существует предание, что Геродот, «отец истории», зачитывал отрывки из своей «Истории» на Олимпиаде. Таким образом, формируется представление об олимпиаде, как форме интеллектуального состязания.

В связи с этим логичны олимпиады по истории и, тем более, по истории древнего мира. Межвузовские олимпиады по различным разделам истории древнего мира стали уже обычным явлением в жизни студентов-историков Красноярска. Традиционно они проходили в Красноярском государственном педагогическом университете. На базе СФУ олимпиада проводилась впервые, и связано это с победами команды университета на состязаниях двух последних лет.

В олимпиаде-2011 участвовали команды всех образовательных центров Красноярского края, которые готовят специалистов в области истории. Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный педагогический университет, филиал КГПУ в Ачинске, Красноярский педагогический колледж №1 сформировали свои команды из сильнейших представителей первых курсов. В тесном контакте с представителями дирекции Гуманитарного института СФУ (главная благодарность с моей стороны М.А. ЛАПТЕВОЙ) олимпиада была включена в программу апрельских Дней науки СФУ.

V Межвузовская олимпиада по истории древнего мира была посвящена жизни и деятельности выдающегося представителя древности — Александра МАКЕДОНСКОГО. Участники олимпиады прочитали произведения практически всех древних авторов, которые повествовали об Александре Великом, чтобы быть в курсе мельчайших подробностей его жизни и увлечений, а также отношений с другими людьми. Это — Плутарх, Арриан, Курций Руф, Диодор Сицилийский и др. Студенты изучили схемы сражений Восточного похода Александра.

Олимпиада проходила в несколько туров. Первый и второй проводились в форме «Своей игры». Необходимо было выбрать тему и номер вопроса, который соответствовал количеству набираемых баллов за правильный ответ. Командам приходилось отвечать на весьма заковыристые вопросы. Например: «Александр говорил, что два свойства заставляют его более всего ощущать себя смертным. Какие это свойства человека?». Или: «Предсказатели сказали Филиппу, что сын (Александр), рождение которого совпало с тремя победами, будет непобедим. Какие победные события совпали с днём рождения Александра?»… После упорной борьбы в первом туре впереди оказалась команда Педагогического университета. Второй тур, не менее упорный, принёс первенство команде СФУ.

Наша команда ломает голову над схемой древнего сражения

Наша команда ломает голову над схемой древнего сражения

В третьем туре требовалось «опознать» по схеме, какое сражение Восточного похода изображено, и рассказать о его ходе и особенностях. В итоге — равенство баллов между сильнейшими командами СФУ и КГПУ. Потребовался дополнительный тур из нескольких вопросов, который всё и решил. С минимальным перевесом победу в олимпиаде одержала команда СФУ в составе: Евгений АКУЛИН (самый активный участник), Яна ГУНЕНКО, Анастасия ДУБКОВА, Никита МИХИН, Наталья ПАНОВА. Уверен, что деканат историко-философского факультета и дирекция Гуманитарного института должны взять на заметку этих студентов. Это достойный резерв для подобного рода мероприятий.

Д.В. ГРИГОРЬЕВ, доцент кафедры всеобщей истории СФУ

Похожие материалы