Древний мир
Глазами современных студентов
Олимпийские игры — один из самых известных видов спортивных состязаний, который появился в глубокой древности. На них собирались представители многих греческих городов, чтобы проявить себя и прославить родной полис. Для психологии древних греков характерно понятие «агон» — «состязание», которое основывалось на стремлении показать, что полис одного участника олимпийских игр лучше, чем другого.
Постепенно принцип агона распространяется и на другие виды деятельности, в том числе на область литературы. Ораторы соревновались в произнесении речей. Существует предание, что Геродот, «отец истории», зачитывал отрывки из своей «Истории» на Олимпиаде. Таким образом, формируется представление об олимпиаде, как форме интеллектуального состязания.
В связи с этим логичны олимпиады по истории и, тем более, по истории древнего мира. Межвузовские олимпиады по различным разделам истории древнего мира стали уже обычным явлением в жизни студентов-историков Красноярска. Традиционно они проходили в Красноярском государственном педагогическом университете. На базе СФУ олимпиада проводилась впервые, и связано это с победами команды университета на состязаниях двух последних лет.
В олимпиаде-2011 участвовали команды всех образовательных центров Красноярского края, которые готовят специалистов в области истории. Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный педагогический университет, филиал КГПУ в Ачинске, Красноярский педагогический колледж №1 сформировали свои команды из сильнейших представителей первых курсов. В тесном контакте с представителями дирекции Гуманитарного института СФУ (главная благодарность с моей стороны М.А. ЛАПТЕВОЙ) олимпиада была включена в программу апрельских Дней науки СФУ.
V Межвузовская олимпиада по истории древнего мира была посвящена жизни и деятельности выдающегося представителя древности — Александра МАКЕДОНСКОГО. Участники олимпиады прочитали произведения практически всех древних авторов, которые повествовали об Александре Великом, чтобы быть в курсе мельчайших подробностей его жизни и увлечений, а также отношений с другими людьми. Это — Плутарх, Арриан, Курций Руф, Диодор Сицилийский и др. Студенты изучили схемы сражений Восточного похода Александра.
Олимпиада проходила в несколько туров. Первый и второй проводились в форме «Своей игры». Необходимо было выбрать тему и номер вопроса, который соответствовал количеству набираемых баллов за правильный ответ. Командам приходилось отвечать на весьма заковыристые вопросы. Например: «Александр говорил, что два свойства заставляют его более всего ощущать себя смертным. Какие это свойства человека?». Или: «Предсказатели сказали Филиппу, что сын (Александр), рождение которого совпало с тремя победами, будет непобедим. Какие победные события совпали с днём рождения Александра?»… После упорной борьбы в первом туре впереди оказалась команда Педагогического университета. Второй тур, не менее упорный, принёс первенство команде СФУ.
Наша команда ломает голову над схемой древнего сражения
В третьем туре требовалось «опознать» по схеме, какое сражение Восточного похода изображено, и рассказать о его ходе и особенностях. В итоге — равенство баллов между сильнейшими командами СФУ и КГПУ. Потребовался дополнительный тур из нескольких вопросов, который всё и решил. С минимальным перевесом победу в олимпиаде одержала команда СФУ в составе: Евгений АКУЛИН (самый активный участник), Яна ГУНЕНКО, Анастасия ДУБКОВА, Никита МИХИН, Наталья ПАНОВА. Уверен, что деканат историко-философского факультета и дирекция Гуманитарного института должны взять на заметку этих студентов. Это достойный резерв для подобного рода мероприятий.
Д.В. ГРИГОРЬЕВ, доцент кафедры всеобщей истории СФУ