Евгений БОЙКО: «У меня есть намерение сделать из Политехнического института пчелиный улей»

Впервые с доктором технических наук Евгением Анатольевичем БОЙКО мы беседовали, когда были обнародованы результаты рейтинга по итогам 2009 года, и самый высокий балл среди учёных Политехнического института СФУ набрал именно он. На этот раз поводом для встречи стало назначение Бойко директором института.

— Евгений Анатольевич, как чувствуете себя в новом качестве?

— Честно говоря, думал, что будет существенно проще! Я ведь почти три года работал заместителем директора по учебной работе и полагал, что даже не замечу изменений после официального назначения. Но на самом деле всё оказалось гораздо сложнее. Похоже, люди заждались решения многих накопившихся вопросов. И мера ответственности, которую я раньше недооценивал, навалилась тяжким грузом.

Теперь уже по-другому начинаю видеть то, что раньше происходило в стенах Политехнического института, приходится выстраивать новую стратегию и тактику, а время поджимает. Впервые у меня «завис» аспирант, не выходит в срок на защиту: или он расслабился, или я что-то упустил...

— С какими вопросами в основном приходят на приём к директору ПИ СФУ?

— Традиционный набор: ремонты, приобретение оборудования, инновационные идеи, которые требуют финансовой поддержки, а также вопросы дисциплины, организации учебного процесса, бытовые. Например, в пожарном порядке пришлось заниматься «эвакуацией» жильцов из 9-этажного общежития № 6. Есть приказ, требуется капитальный ремонт, поэтому срочно перевозили и расселяли ребят: 300 человек через себя пропустили, объясняли, убеждали, чтобы не было ни срывов, ни избыточного напряжения.
И после всего, что увидел и услышал, сделал выводы. Срочно планирую встречу со студенческим профкомом, с преподавателями всех факультетов. Надо снимать накопившееся напряжение и отвечать на непростые вопросы.

— Евгений Анатольевич, ещё совсем недавно шли разговоры о возможном разделении Политехнического института. Сейчас, надо полагать, это уже не актуально?

— Да, обсуждался такой вариант шоковой терапии — разделить огромный институт на несколько структур-осколков, настроить их на борьбу за выживание и получить новый качественный результат. Но я придерживался и сейчас придерживаюсь позиции «здорового» консерватизма в вопросах инженерного образования — разрушить никогда не поздно. На заседании ректората проанализированы все риски, связанные с разделением института, аргументов «за» единую структуру ПИ оказалось гораздо больше.

— У вас есть чёткое видение того, куда вести коллектив?

— Ситуация меняется с такой молниеносной быстротой, что приходится чуть не каждый день корректировать задачи. Я разбил для себя стратегию на отдельные направления: образовательный процесс, научно-исследовательская работа, имидж, структура управления и инфраструктура института. В каждом из этих направлений есть своё понимание, что и как нужно делать в долгосрочной и ближайшей перспективе.

С точки зрения структуры управления институтом в ближайшее время считаю целесообразным объединить два факультета — теплоэнергетический и электромеханический — и создать единый факультет энергетики.

Задача требует проработки и детализации, но считаю её вполне органичной, так как в течение последних лет факультеты значительно срослись — много общих вопросов, совместное заочное отделение и даже единый диссертационный совет.

— Коллектив поддерживает такое объединение?

— В целом, да, тем более институт переходит на стандарты третьего поколения, и на каждом факультете остаётся всего лишь по одному направлению. Объединение позволит нам оптимизировать и структуру управления, штатное расписание, человеческий ресурс, аудиторный фонд и материальную базу. Следующим шагом будет повышение статуса нынешних деканов до заместителей директора. Речь идёт не о том, чтобы формально поднять статус и зарплату конкретных людей, а обременить должность новым функционалом: сместить акцент в сторону инновационной работы, создания малых предприятий, развития хоздоговорной деятельности. Из них должны получиться своего рода главные инженеры будущих проектов.

И далее планирую провести ряд дополнительных мероприятий — создание единого заочного отделения, отдела магистратуры, построение инфраструктуры воспитательной работы института и т.д.

— Слышала, что вы планируете возродить в институте хорошо забытое старое — студенческое конструкторское бюро… Зачем?

— СКБ даст возможность преподавателям и студентам решать проблемы стратегических партнёров. У меня есть намерение сделать из Политехнического института пчелиный улей, где каждый работает, с одной стороны, на себя, а с другой, решает общие задачи. При этом делают всё с интересом и желанием, накапливая и приумножая общий результат и потенциал всего института. СКБ будет представлено, скорее всего, тремя отделениями: по энергетике, машиностроению и транспорту.

Механизм СКБ работает, когда есть генеральный заказчик, формулирующий целевую проблему, и за её решение берётся настоящая команда, включающая в качестве лидера профессора и его соратников: доцентов, старших преподавателей, ассистентов и аспирантов при непосредственном участии активных студентов. В целом такой коллектив в 10-15 человек может решать отраслевые и научные задачи широкого класса, интегрировать получаемые новые знания в учебный процесс, чтобы наши студенты имели возможность на конкретных примерах, с получением конкретного результата «в железе» повышать уровень своих знаний и компетенций.

— Под СКБ потребуются дополнительные площади?

— Это как раз не проблема, сложность в другом. За 10-15 лет профессорско-преподавательский состав, на мой взгляд, немного подустал, подрастратил потенциал, уже не хочет или не видит смысла проявлять инициативу, не верит ни в какие перемены.

Стратегические партнёры в лице крупных компаний — «Норникель», «ИСС имени академика М.Ф. Решетнёва», СУЭК, МЭС Сибири, МРСК — крупные, ёмкие, сильно влияющие на региональную и федеральную политику структуры. Но и они испытывают проблемы: чехарда с управленческим составом, смена приоритетов и централизация системы управления, разрыв традиционных связей с вузом…

Поэтому, помимо СКБ, вижу своей задачей ориентацию наших заказчиков на целевую подготовку студентов. Ещё будучи заместителем директора мне удалось заинтересовать в этом направлении порядка 6-7 крупных компаний: ОАО «Енисейская ТГК», ИСС, ОГК-4, РУС-инжиниринг и т.п. Целевая подготовка с первого по пятый курс, платное обучение за счёт средств заказчика — одна из форм такого сотрудничества. Наряду с этим запущен новый проект целевой подготовки — когда организация-заказчик оплачивает целевую подготовку по дисциплинам, дополняющим федеральный стандарт. Допустим, вводится на курсе две-три такие дисциплины, как углубленное изучение иностранного языка, информационных технологий, менеджмента и юридических вопросов. Организация оплачивает работу преподавателей и затраты, связанные с введением новых дисциплин. С 1 сентября этот проект уже заработает на специальностях энергетической и машиностроительной направленности.

Третий вариант целевой подготовки, который сейчас отрабатывается на энергетической отрасли, — это возможность реализации проектного подхода, когда студенческий коллектив, ведомый крупным учёным-преподавателем, защищает перед производ-ственниками инвестпроект с финансированием порядка 100 тысяч рублей в год. В результате ребята будут получать дополнительную стипендию по 6-8 тысяч рублей. Подобных задумок много, и с разными компаниями проигрываются различные варианты и сценарии сотрудничества.

Обязательно будем стимулировать участие преподавателей и студентов во всевозможных грантах от регионального до федерального уровня и особенно в мегагрантах.

— С кем из партнёров сотрудничаете наиболее плодотворно?

— С Енисейской ТГК; я сам теплоэнергетик, и мне проще здесь убедить заказчика, используя личные связи. Губернатору края и руководству СФУ удалось привлечь к сотрудничеству ГМК «Норникель». Понятно, что эта компания в первую очередь ориентирована на подготовку горняков и металлургов, но практика показывает, что на каждого металлурга необходимо пять механиков, энергетиков и транспортников, которых мы как раз и выпускаем. Очень рассчитываю на возобновившиеся в последнее время отношения с «ИСС им. М.Ф. Решетнёва». Задачами и заказами этого предприятия можно «завалить» наш не мелкий механико-технологический факультет.

— Какие планы в отношении сотрудничества с другими институтами СФУ?

— В университете много родственных пересекающихся специальностей. В частности, через работу с «Норникелем» нам удалось плотно завязаться с Институтом горного дела, геологии и геотехнологии, есть чёткое понимание, что у нас одна общая проб-лема — инженерное образование. Мы уже обсудили вопрос о необходимости создания в СФУ научно-методического совета по инженерному образованию. Формируется летний сводный студотряд — планируется заслать студенческий десант в Норильск. Ребята хорошую практику пройдут и денег заработают.

— Как правило, новый руководитель набирает и новую команду…

— Команду, которая работала с Виктором Николаевичем ТИМОФЕЕВЫМ, принципиально менять не стал. Людей набирал не я, но я с ними работал и знаю их сильные стороны, считаю их трудягами и, что немаловажно, не безразличными к судьбе и проблемам института. Очень долго выбирал себе зама по учебной работе. Взвешивал. По общепринятому мнению, замом по учебной работе должен быть остепенённый человек, так сказать, при регалиях. А у меня позиция иная: это должен быть человек, понимающий проблемы изнутри, плотно взаимодействующий с ректоратом и заведующими кафедрами, компромиссный во всех отношениях. И я поступил непопулярно — предложил на эту должность женщину, зам. начальника информационно-телекоммуникационного центра ПИ СФУ Инну Игоревну ДОКШАНИНУ. Она вместе со мной четыре года занималась новым набором, была секретарём отборочной комиссии. Зрелый, профессиональный, коммуникабельный сотрудник, и в то же время, хорошо знающий и понимающий студентов.

— Будет ли Политехнический институт участвовать в создании технологических платформ, о которых не так давно много говорилось?

— Пока ещё платформы не заработали, но институт обозначил для себя порядка пяти-шести платформ по трём направлениям: энергетика, машиностроение, транспорт. Суть технологических платформ в следующем: в отличие от федеральных целевых программ — здесь отраслевое финансирование научной и прикладной деятельности через ведущие вузы и предприятия. В этом есть определённый резон, тем более отраслевые связи не потеряны. Возможно, этот механизм эффективно начнёт работать уже нынешним летом.

— Активно действующая ассоциация выпускников для любого вуза — это компонент успешности. Каким видится вам дальнейшее сотрудничество с выпускниками института?

— Для меня как для директора этот вопрос сейчас — один из главных, потому что ассоциация, объединяющая наших выпускников, достаточно влиятельная организация, представленная значимыми людьми как на краевом, так и на федеральном уровне. В частности, в её состав входят депутат Госдумы Виктор ЗУБАРЕВ, мэр Железногорска Вадим МЕДВЕДЕВ, генеральный директор «Медведь Холдинга» Николай БЯКОВ, генеральный директор «МЭС Сибири» Самуил ЗИЛЬБЕРМАН и многие другие. Я встречался с членами ассоциации всего один раз, уже после назначения директором. Ассоциация приняла меня достаточно тепло и хорошо.

В октябре 2011 года Политехнический институт отметит 55-летие, и выпускники обещали всяческую поддержку. Речь идёт не о банкете или каких-то помпезных торжествах, а о мероприятиях для студентов и преподавателей, которые продолжатся до декабря 2011 г.
И вообще очень бы хотелось возродить традицию — отмечать в институте отраслевые специализированные праздники: День транспортника, День энергетика, День машиностроителей.

— В марте этого года Президент РФ сказал, что при вузах неплохо было бы создавать станции юных техников и технические факультативы.

— Могу сказать, что уже три года на системной основе работаем с Дворцом пионеров, проводим в районах экспертную оценку организации технического творчества школьников. Всё это заканчивается обычно ежегодными смотрами-конкурсами при патронаже ПИ СФУ. Сейчас ректорат намерен отремонтировать в нашем институте Актовый зал корпуса «Д» и сделать большой выставочный зал, чтобы дать возможность показывать студенческие работы будущего СКБ и поделки воспитанников краевого Дворца пионеров.

В гимназии № 13 В.Н. Тимофеев помогает создавать электротехническую лабораторию для инженерного класса, причём там выстраивается очень эффективная цепочка: гимназия — техникум — университет —предприятие. Гензаказчик всей этой цепочки НПП «Радиосвязь». В ряде других школ увеличиваем число часов по отношению к физике и математике, меняем качество преподавания этих предметов, привносим своё видение и понимание, пытаемся установить горизонтальную связь между школой и институтом.

— Однажды вы сказали: «Когда институту предлагают выполнить проект светового колокола на крыше котельного цеха — это не задача для университетской структуры». Где реально могут быть востребованы знания профессорско-преподавательского состава ПИ СФУ?

— Надо развивать инжиниринговые и консалтинговые услуги — это потенциально значительный финансовый рынок, требующий изменений в сознании и профессиональной деятельности преподавателей, предполагающий создание малых предприятий или наукоёмких инжиниринговых компаний. На мой взгляд, данный путь — самый правильный и стратегический для Политехнического института, что ярко и наглядно подтверждено опытом подобных предприятий, уже действующих в структуре института. В этой связи я сам хочу создать и возглавить одну из новых инжиниринговых компаний при СФУ, чтобы доказать людям, что это на самом деле целесообразно и эффективно. Другого способа не вижу.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы