Обучение коммерциализации

Совершенно очевидно, что инновационное предпринимательство — не просто модный тренд последних десятилетий, а реальный общественный, технический и экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг, технологий) за счёт использования научных нововведений.

Столь же очевидно, что развитие инновационного мышления невозможно без должного обучения: знакомства с мировыми инновационными рынками, существующими технологиями продвижения интеллектуального продукта.

В качестве бизнес-тренеров, работающих с разработчиками проектов в режиме on-line, СФУ уже во второй раз посетили представители американской компании 5iTech: вице-президент компании Стивен Филлип Викс и начальник отдела международного сотрудничества компании Валентина ГУТОРОВА, рассказавшая об особенностях инновационного бизнеса в нашей стране и поделившаяся впечатлениями от представленных ей проектов СФУ.

— Валентина, вы не только встречались с руководством университета, но и консультировали молодых учёных, представивших свои инновационные проекты. Какие презентации произвели на вас впечатление?

— Замечательно, что мы услышали выступления инноваторов разных «весовых категорий»: были и студенческо-аспирантские проекты, и презентации отдела правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности под руководством Л.И. ЧЕРЕПАНОВОЙ. Могу назвать несколько из них. Проект «Микрополосковые отражательные антенные решётки для систем связи и спутникового телевидения» Станислава ПОЛЕНГА (аспирант кафедры радиотехники Института инженерной физики и радиоэлектроники СФУ, работает под научным руководством зав. кафедрой радиотехники Ю.П. САЛОМАТОВА — прим. авт.) даёт возможность встраивать антенны, принимающие сигнал спутника, в тело здания в виде панелей вентилируемого фасада. Новый тип антенн практически не меняет архитектурный облик сооружения и автоматически снимает все проблемы, связанные с креплением, осадками и ветровыми нагрузками — главными врагами ныне существующих антенн.

Второй проект разработан студентом 4 курса Артуром ТУМАНЯНОМ и аспирантом Иваном ДЕНИСОВЫМ под руководством д.б.н., профессора ИФБиБТ В.А. Кратасюк. Называется «Портативная лаборатория экспресс-тестирования на токсичность». Благодаря этой разработке каждый из нас потенциально сможет быстро и реалистично оценить, что ест и что пьёт каждый день, насколько это безопасно. Разработчики предложили концепт прибора — малогабаритного и относительно доступного по цене (порядка 15-20 тыc. руб. — примечание авт.), который в идеале должен присутствовать в каждой семье.

— Некоторые проекты были представлены сегодня повторно, не так ли? Вы отметили прогресс?

— Безусловно. Привлекательнее стали презентации — и для потенциального инвестора, и для возможного покупателя. Рада была увидеть усовершенствованные проекты, выполненные под руководством Е.А. ГОЛОВЕНКО — там речь идёт о серьёзных технологиях в сфере цветной металлургии. Поразила Ирина ГАЙДАШЕВА, разработчик биопрепарата «Латерин». Когда этот проект прозвучал впервые, презентация требовала серьёзных доработок. Тем более велико было моё удивление и радость, когда узнала о победе Ирины в конкурсе «Старт», учреждённом Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Ради таких моментов мне хочется работать.

— То есть вашей задачей было, в том числе, «обкатывание» презентаций на слушателях?

— Я бы даже сказала, что такой режим работы позволяет самому разработчику «разобрать по косточкам» свой проект и лучше понять его. Это новый анализ («разборка конструктора на детали») и следующий «новый синтез» — становление проекта в более совершенной форме. Столько неожиданных вещей о своём детище может выяснить учёный в этом процессе! Можно «по ходу дела» найти несколько новых способов применения — applications. К тому же мы моделируем ситуацию поиска инвестора. А инвестор практически ни-ког-да не является специалистом технического профиля. Это нужно принимать как данность и «переводить» свою научную разработку на язык, понятный адресату.

— Ещё один вопрос, затронутый в этот раз, был связан с интеллектуальной собственностью.

— Вопрос сверхактуальный для России в целом и для СФУ в частности. Если ваш вуз выстраивает инновационную систему, которая должна функционировать на мировом уровне, разработка интеллектуальной собственности должна соответствовать мировым стандартам. Понятно, что существует региональный аспект: в вашем крае, скажем, занимаются технологиями, связанными с нефтью, углём, цветными металлами, и это абсолютно оправдано. Но в мире высокой популярностью пользуются инновации в области биотехнологий, IT-технологий. Инновационные технологии генетически, по самому происхождению, глобальны. На это нельзя закрывать глаза.

В современной России наблюдается тенденция разрабатывать отечественные, более дешёвые аналоги импортной продукции. Они достаточно востребованы на внутреннем рынке, но вот на Западе вряд ли кого заинтересуют. Например, нам предлагали идеи усовершенствования глюкометров (прибор для измерения глюкозы в жидкостях). Понятно, что проблема сахарного диабета глобальна, но продать такого рода инновационный продукт на западном рынке невозможно: для каждого жителя США и Европы глюкометр — такая же привычная часть домашней «аптечки», как аппарат для измерения артериального давления и градусник, они достаточно дёшевы и продаются в любой аптеке.

— Кто должен учитывать эти моменты для планирования стратегии продвижения проекта — непосредственно разработчики?

— Я полагаю, тут должны подключаться такие структуры, как университетский бизнес-инкубатор, Центр трансферта технологий. Дело разработчика — формировать содержательную часть проекта.

— Вы человек двуязычный, равно говорите на русском и английском языках; русская по происхождению — а живёте в Штатах. Каким образом это отражается на вашем мировоззрении?

— Я не принимаю позицию подавляющего числа российских эмигрантов, отрицающих свои корни. Мы петербуржцы, я переехала в Америку вслед за мужем, архитектором по специальности. Это были 90-е, и там была работа, вот и всё. Я не смогла работать по специальности — система здравоохранения в Штатах весьма бюрократична, пришлось бы доучиваться несколько лет. Я сделала выбор в пользу рождения детей и получения второго образования в сфере бизнес-технологий и не жалею об этом.
Компания 5 iTech образована выходцем из России, уроженцем Москвы Леоном Полоттом. Уверяю, граждане России могут вести успешный бизнес на Западе, если захотят.

— А ваши дети? Кто они? Кем себя ощущают?

— Старшему сыну 16. Мне кажется, он сознательно «выбрал» для себя американскую культуру. Он очень дорожит личным пространством, более сдержан в проявлениях чувств, хотя поддерживает стабильную связь с родными в России, приезжает к ним летом. Младшему 11 и он мечтает… быть лесником в Сибири. Он тянется к России, любит «разговоры по душам». Я вижу, как дети меняются, как только мы пересекаем границу. Здесь, в России, и правда меньше условностей.

Мне очень нравится российская молодёжь, которую я вижу в последние годы. Прекрасно образованные, свободные люди. Есть только одна проблема: часто предпочитают промолчать о своих достижениях, даже если владеют иностранным языком в совершенстве. Чтобы преодолеть барьер непонимания, нужно стараться говорить. Много-много говорить с другими людьми.

— Как считаете, у наших молодых учёных есть реальный шанс преодолеть известные барьеры и пробиться на мировой рынок?

— Конечно. Мы сотрудничаем с компанией Sterionics из Петрозаводска, в 2006 году её презентовал совсем молодой парень лет двадцати, Александр ГАЛОВ. Этот мальчик покорил всех присутствовавших — в том числе, американцев, тех самых венчурных капиталистов. Такой типаж молодого, решительного, образованного и оптимистичного инноватора, который будет успешен в жизни и карьере в любой стране мира.

Татьяна МОРДВИНОВА

Похожие материалы