Синоним счастья

В древности способность создавать нечто новое считалась проявлением божественного начала: творчеству приписывалась мистическая природа. Современный мир, способный в цифрах и схемах объяснить любое чудо, отобрал у творчества право на элитарность, сделав его достоянием владеющих специальными техниками мастеров. О загадках творчества и его роли в нашей жизни рассказывает Павел СТАРИКОВ, доцент кафедры социологии ИППС СФУ.

— Павел Анатольевич, вы преподаёте студентам курс по организации творческого процесса. Неужели существуют такие технологии, которые могут научить человека творчеству?

— Лучше сказать, что существуют технологии, позволяющие создать благоприятные условия для того, чтобы человек проявился творчески. Способность находить новые и нестандартные решения, создавать прекрасное уже есть в нас, этому не нужно специально учиться. Нам важно понять, в каких обстоятельствах наше сознание сможет осуществить сам творческий акт.Современная психология вместо привычного для нас слова «вдохновение» использует различные более операциональные и технологичные термины. Например, понятие «потоковое состояние», которое ввёл венгерский учёный Михали ЧИКСЕНТМИХАЛИ. В своих исследованиях он обнаружил, что люди наиболее счастливы, если пребывают в особом состоянии сознания — потоке. В такие моменты человек полностью включён в то, что он делает, чувствует свободу, радость, полное удовлетворение и даже забывает о времени, голоде. В потоковых состояниях пробуждается Разум, становится доступным Мастерство, снимаются ограничения привычных социальных ролей.

— Этот поток можно контролировать?

— Можно смоделировать условия, при которых возможен переход в такое состояние сознания. На занятиях со студентами мы, как правило, работаем с образами и воспоминаниями. Чем больше человека спрашивают о тех моментах в жизни, когда он испытывал сильное вдохновение, и помогают ему заново мысленно пережить их, тем проще ему возобновить поток. Для настройки человеку очень важно расслабиться и действовать легко. Мы привыкли бороться с жизнью ради достижения результата, но в организации творческих процессов должны быть реализованы совершенно иные подходы.

— Означает ли это, что творческий процесс лишён всякой рациональности и берёт начало где-то в глубине души, в подсознании?

— Творчество неразрывно связано с подсознанием. Объяснить природу этой связи учёным ещё только предстоит. На наших занятиях студенты знакомятся сами с собой, взаимодействуют с подсознанием, чтобы понять, как можно запустить творческий процесс, например, для решения какой-то проблемы. Но одних оригинальных идей недостаточно. Задача курса — не только научить ребят управлять своими ресурсами, но и показать весь технологический процесс, в котором вдохновение служит лишь отправной точкой. Любое творчество предполагает мастерство — необходимы знания, чтобы правильно использовать наше вдохновение. Важно также учитывать физиологические особенности организма, например, гармонизацию работы разных полушарий мозга.

— А как насчёт музы? Божественная посланница была отвергнута учёными?

— Муза приходит к нам на самом деле. Вспомните свой опыт и согласитесь, что мужчины легче вдохновляются на творчество образом прекрасной женщины или проекциями анимы, согласно идеям архетипической психологии. В русской философии есть аналогичный образ Софии — души мира. Однако «посещение музы», как правило, мимолётно, непредсказуемо, как сейчас принято говорить — нелинейно, поэтому творческий процесс трудно спланировать, в отличие от процесса технического. Древние греки называли это редкое мгновение «кайрос» — неуловимый миг удачи, который всегда наступает неожиданно. Известна, правда, определённая закономерность, связанная с творчеством. Каждой проблеме или идее нужно вызреть, этот этап творчества современная наука называет период инкубации. Знаменитый математик ПУАНКАРЕ описывал, как в молодости долго и упорно писал статьи в научные журналы. Повзрослев и став опытнее, он откладывал очередной труд на неделю, и потом решение приходило само без лишних усилий.

— Творческий подход важен преимущественно учёным и деятелям искусства? Ведь большинству людей вполне хватает повседневной рутины и традиционного взгляда на мир.

— Творчество, вдохновение, импровизация — всё это можно назвать синонимами счастья. Возможно, быть нормированным хорошо для общества, но чересчур нормированные люди никогда не смогут высоко взлететь.

— То есть, отказываясь хотя бы иногда выходить за рамки, мы обрекаем себя на унылое и безынтересное будущее?

— В XXI веке править будут не компьютеры, как принято считать, а гуманитарные технологии, в основе которых будут лежать творчество и обучение. Сейчас уже говорят, что high tech требует high hume, то есть для высоких технологий нужен реальный гуманизм и высокая мораль. Ключ к будущему — это человек и его взаимодействие с миром. Я верю в стремительное и плодотворное развитие гуманитарных технологий, рождающуюся в страданиях и взлетах человечества этику творчества. Как пророчествовал Н. Бердяев, каждый может быть спасён. Пробуждением и очищением своей связи с Божественным источником творчества.

Кирилл АРСЕНЬЕВ

Похожие материалы