Почерк

Личное дело или общая договорённость?

Направляйте  ваши вопросы на alsperanskaya@yandex.ru

Направляйте ваши вопросы на alsperanskaya@yandex.ru

Рубрику ведёт кандидат филологических наук Алевтина СПЕРАНСКАЯ

Первая сентябрьская встреча посвящена поступившим. Но и постоянные читатели получат пищу для размышлений, потому что свой словарный запас будем расширять словом почерк.

Летом я проверяла сочинения по ЕГЭ. Называется это, кстати, быть экспертом ЕГЭ по русскому языку. На языке цифр это значит проверить 100 и более рукописных текстов, средний объём которых — лист формата А4. Сочинения проверяются по двум обобщённым критериям: содержательность и правильность речи (далее они дробятся до 12). И нет среди этих требований третьего — графическое исполнение, то есть оценки почерка пишущего. Хорошо ли это? Для того, кто пишет сочинение, конечно, да. А для проверяющего?

Если переводить вопрос в область человеческих взаимоотношений, то звучит он так: чьи интересы должны превалировать при создании текста, заведомо предназначенного для другого? Только не торопитесь сейчас формулировать мою позицию и приписывать мне желание снижать оценку за плохой, невнятный, нечёткий, плохо читаемый почерк. Я далека от столь прямолинейных решений. Я хочу разобраться.

Начнём с того, что уясним место рукописного текста в мировой и личной культуре. Человек овладевал грамотой через чтение и письмо. Последнее осуществлялось с помощью подражания образцовому, принятому в этом сообществе начертанию букв. Содержались эти образцы в специальных книгах, а точнее сказать — тетрадях, прописях. И настолько обязательным был этот путь вхождения в письменную культуру своего народа, что в русском языке закрепилось выражение прописная истина, то есть всем известные, элементарные, тривиальные знания.

В прописях содержится два образца написания букв — больших и маленьких. Так вот, большие буквы иначе называются прописными, а маленькие — строчными. Говорю это специально для того, чтобы знали, что прописная буква — это именно заглавная, большая, а не «письменная, написанная от руки». И словарь-справочник называется «Прописная или строчная» (впрочем, уже видела справочники с названием «Большая или маленькая», очевидно в переложении для современного полуграмотного пользователя).

А сейчас я прошу вспомнить, как долго лично у вас длился этот процесс — писание по прописям, подражания образцу. Люди очень пожилые скажут: два-три года, люди просто старшего возраста — год-два, помладше — полгода, а современный школьник, наш завтрашний студент, скажет: только первую четверть. Чувствуете разницу в ответах? Она сказывается и на ясности нашего почерка. Мой отец, которому 73 года, пишет на удивление ясно и чётко. Заметьте, я не употребляю слово «красиво» (это всё же субъективный критерий), я говорю о понятности нашего почерка. Конечно, мне могут возразить и привести примеры плохих почерков у весьма достойных людей. Но это не аргумент. Это то же самое, что и оправдывать свои недостатки тем, что ими страдали великие люди. Да и речь не о них, а о нас с вами, и не о прошлом, а настоящем.

А настоящее таково. Из школы исчезла каллиграфия — искусство писать чётким и красивым почерком, и с ней исчезает понимание того, что начертание букв в письменном тексте — это нечто большее, чем персональное желание каждого. В современной личной культуре человека объём рукописных текстов невелик, в основном это школьные тетради, студенческие конспекты и экзаменационные листы. Эти тексты (исключая, пожалуй, конспекты, и то мы знаем, как востребованы бывают понятно написанные конспекты лекций) находятся на границе личного и коллективного, ведь читать приходится не только автору написанного.

Встаёт вопрос: почерк — это частное дело каждого пишущего или всё же некий общественный договор, конвенция, помогающая людям понять друг друга, поддерживающая общение, а не затрудняющая его?

Тут уместна параллель с речью. Если хорошее владение речью, то есть культура речи заключается в том, чтобы менять стиль в соответствии с коммуникативной ситуацией, то владение письмом предполагает, что почерк должен быть не только «для себя», но и «для других». Кстати сказать, я знаю многих людей, осознающих, что у них как бы два почерка: один — парадный, то есть разборчивый, на него уходит больше времени, тратится больше сил. Другой же — скорописный, беглый, более неряшливый.

Каким бы маленьким ни был объём наших рукописных текстов, письменный текст не исчезнет полностью из нашей жизни. Любому пишущему необходимо знать, что неразборчивый почерк вызывает не лучшие чувства у читающего, который испытывает как минимум раздражение.

Слово «почерк» имеет переносное значение — стиль, манера. Сказать о человеке, что он обладает своим почерком в профессии — значит высоко оценить его индивидуальность.

Попытки связать характер человека и его почерк привели к возникновению графологии. Впрочем, юристы предпочитают именовать это направление почерковедением.

Письмо — это искусство речи, перенесённое на писчий материал. Поэтому как по речи судят о человеке, так и по почерку создаётся соответствующее представление о том, кто пишет.

Похожие материалы