Мир человека в зеркале языка

Гуманитарные науки устроены так, что в центре их внимания находится человек. И лингвистика в этом ряду не составляет исключения. Однако оглядывая внутренним взором далёкие школьные годы, каждый из нас помнит, что… не было. Не было в школьном курсе русского языка упоминаний человека, кроме разве что этого: Мама мыла раму. Маша ела кашу. А было — о языке. Орфограммы, разборы, части речи, члены предложения.

Но с 80-х годов ХХ века лингвистика развернулась лицом к человеку. Прежде всего к человеку говорящему, пишущему — речедеятелю. И к тому, как язык моделирует мир человека. Для этого лингвистами было придумано понятие языковой картины мира. Языковая картина мира — это неявные, скрытые в языке представления о том, как устроен мир, из чего он состоит, как связаны между собой элементы мира, что есть пространство и время «с точки зрения» языка. И конечно же, один из главных вопросов, связанных с языковой картиной мира, — какое место в мире занимает человек.

Этими проблемами и занимается спецсеминар «Человек в языковой картине мира», который действует с 1996 года. За это время участниками семинара защищено более 40 дипломных работ. «Семинаристы» неоднократно выступали на научных конференциях разного уровня и занимали призовые места. Силами выпускников собраны материалы для монографии, посвящённой языковому выражению социального действия.

Главная задача спецсеминара — описать то, как средствами языка отражается мир человека: внутренний мир, социальный мир, личное пространство.

Сегодня одна из участниц спецсеминара попыталась рассказать о своих научных наблюдениях. Это может быть интересно и вам, любезный читатель.

И.Е. Ким, руководитель спецсеминара «Человек в языковой картине мира»

Милахи, красавы, зайчики и прочие обитатели «Контакта»,
или Без комментариев

Оксана ДЕМИНА, студентка 5 курса отделения филологии ИФиЯК

Какие ассоциации возникают у вас при слове комментарий? Лично у меня в голове сразу появляется лишь одно слово — «Контакт». Нет, вру, два слова: контакт и коммент (так привычнее).

Нет, опять вру. На самом деле при слове комментарий в мозгу современного молодого человека всплывает огромное количество слов-ассоциаций: зайка, милаха, любимка, солнышко, красава и многие другие. И все эти «сказочные животные», как правило, обитают в одной из самых популярных социальных сетей рунета «ВКонтакте».

Теперь другой вопрос: можно ли представить себе «Контакт» без строки комментов? Можно, конечно, но сложно. Каждый из нас хоть разочек, но «оставил свой след» на чьей-либо странице. И этот «след» — коммент.

А «следить» в «Контакте» любят… особенно в последнее время, когда социальная сеть превратилась в микроблог. Комменты теперь можно писать на всё, что видишь и слышишь. Но, как оказалось, самыми популярными по части комментирования по-прежнему остаются фото- и видеофайлы.

Как мы все прекрасно знаем, комменты бывают очень разнообразными, к примеру, они могут быть информативными: а это мы пришли к одной из достопримечательностей Ришикеша — так называемому "ашраму Битлз" — на самом деле это ашрам Махариши Махешйога, где Битлз жили какое-то время в конце 60-х. Или же этикетными: спс); Класс! Спс; Очень волнующий альбом... Спасибо!!! Иногда и императивными: пиченьку отдай :)))))); Саня отметь меня на этом видео)); Фу…удали эту фотку. Но в большинстве случаев — оценочными: Ойнимагу, какой бусечка слатенький!:))); Афигенски!; Пуси-мусишные :))); это надо же быть таким придурком=))))))))). Поэтому мы можем сказать, что комментарий — это гипержанр, а оценочный коммент — это один из его вариантов, «свой след». Главная его цель — выражение личной субъективной оценки пользователя, его отношения к увиденному.

Но и в оценочных комментах не так всё просто. Вы когда-нибудь задумывались, от чего зависит, напечатаете ли вы в комменте всего лишь :)), или текст в несколько строк? Ведь и в том, и в другом случае вы сможете выразить свою оценку. Ответ на этот вопрос мы и постарались найти.

Конечно, объём коммента в первую очередь будет зависеть от того, насколько вы ленивы :)) Шутка. Можно выделить семь смысловых элементов, которые могут присутствовать в комменте: субъект (автор коммента), объект, оценка и её знак, тип оценки, интенсивность, эмоциональность и сопричастность. Из всех этих «страшных слов» главным компонентом оценочного коммента является, соответственно, оценка. Остальные же составляющие могут выражаться косвенно либо вообще отсутствовать. К примеру, мы выяснили, что в большинстве комментов субъект оценки (то есть автор) и объект представлены неявно. Эта тенденция объясняется самим оформлением «Контакта», где нет надобности обозначать автора в самом тексте комментария (поскольку есть аватарки) или указывать на оцениваемый объект (так как он располагается рядом с комментарием).

Проанализировав 426 комментариев (из которых 213 женских и такое же количество мужских), мы выяснили, что в них преобладает эстетический и эмоциональный тип оценки. Эстетическая оценка — это оценка внешности, поэтому чаще всего её выражают именно дамы, например: Янчик, тебе ТАК идёт это платье!!! Такая эффектная мадам в нём, обалдеть))); Господи, какая красота!!!!; она милаха на этой фотографии:). Эмоциональная же оценка более присуща сильному полу: СМЕХОТА))); ХА-ХА-ХА)))); Вухахаха =) Прикольно =); Угарная собачка)).

В абсолютном большинстве примеров (340 из 426) сама оценка выражается словами, причём чаще всего существительными и прилагательными, например: Лютый пацанчик!)); жжесть!!; моя девочка однозначно красотка))); Придурок; Прелесть!; зайчик!!!

Логично, что особенно ярко выражает оценочность та часть речи, которая обозначает признак, качество предмета, то есть прилагательное. «Популярность» же существительных объясняется тем, что в них совмещаются характеристика объекта (то есть тип оценки), оценка и сам объект (выраженный обычно грамматически). Получается, что три смысла могут быть выражены всего одним словом. На третьем месте по частотности — наречия: Классно!); красиво:); брутально; шикарно)); клёво).

Наряду с таким однозначным лексическим выражением оценки встречаются и «оценки-перевёртыши», то есть выражение положительных оценок с помощью слов, прямо противоположных по своему значению, например: дуры мои:*; придурок ты мой; илья ты балбес)); катюша — голова груша ))); замухрышка))))))). Конечно, такие комментарии имеют игровое начало и пишутся в шутку хорошо знакомым людям. Тут срабатывает фактор адресата: чтобы написать такой коммент, важно быть уверенным в том, что адресат точно поймёт его шуточный характер.

Хотелось бы особо отметить тенденцию, привнесённую из других социальных сетей, — выражение оценки с помощью арифметического знака, часто сопровождаемого числом, которое выражает интенсивность, например: +100, +++, ++, 5+)), +10 ))).

Также нужно заметить, что в некоторых оценочных комментариях оценка может быть не выражена в определённой форме, к примеру: хех); ехуууу; фуу; :))); бу-га-га))). Но в таких примерах за счёт повышенной эмоциональности и интенсивности мы можем определить оценку.

Ещё одно привычное для «Контакта» слово — очень. Оно заставляет читателя ожидать, что дальше появится хотя бы ещё одно слово, например, очень хорошо или очень нравится. Но такое стандартное его употребление в сети можно найти редко. Сейчас мы чаще встречаем «одинокое» очень (без последующих слов), которое тем не менее одной своей интенсивностью подчёркивает положительную оценку. Например: ООООЧЕЕЕНЬ....; очень!!!!! Ну прямо очень-очень! :). А в сочетании с другими словами используется его синоним сильно, например: Сильно прикольные)))); Оо! это сильно ценный комментарий;).

Наряду с очень в «Контакте» используются такие интенсификаторы, как безумно (Безумно красиво... Безумно нравится!!***), вообще (ПРО 1 КОТА ВАЩЕ РЖАЧКА; вообще здоровская фотка!:). Интенсификатор вообще, как и очень, может употребляться без слова со значением оценки, заменять собой оценку, например: ащщще))). Такое же свойство имеет выражение на удивление, например: Звук на удивление:).

Интенсивность можно выразить с помощью местоимения как/какой, так/такой, например: Какой хорошенький)); какая лялька; какая красоточка:))); милаха такая); дама такая); Ольгаааа! Ты такая славная!!!; Янчик, тебе ТАК идёт это платье!!!

Помимо этих форм выражения интенсивности в «Контакте» часто используются и интенсификаторы-междометия ай, ой, ох, ух, например: Ох, ну и морда кака)))); Ух ты как здорово:))))))); ай красота то какая...ляпотааа=)))); Ой ну прям Алёнушка и Иванушка =).

Интенсивность в «Контакте» выражается и с помощью степени сравнения. Этот приём часто носит шуточный характер, например: Наикрутейше!; Самая, самая....ммммм...=*; самая красивая девушка с самым красивым букетом=).

В «Контакте» в большинстве случаев стараются выразить высокую интенсивность, хотя можно встретить и среднюю степень оценки, например: ну так себе но смешной).
Самый популярный способ передачи интенсивности «В Контакте» — это повтор, причем повтор на разных уровнях языка, начиная с умножения знаков и букв и заканчивая повторами целых слов.

Начнём с повтора арифметических и пунктуационных знаков: +++;++;Крутой!!!!!!!; АААААА!!!!!; Ух ты как здорово:)))))); Красавица))))); Фото супер!!!!! В эту же группу входят смайлики, которые зачастую умножаются минимум в три раза для усиления оценочности и эмоциональности, то есть интенсивность передаётся напрямую — через количество знаков.

Далее повтор буквы. Этот способ интенсификации используется не только для усиления эмоциональности и оценки, но иногда и для передачи особенностей разговорной речи, так как в целом общение в «Контакте» ориентировано на имитацию устной речи. Например: мда круууууто; сссссууууууппппеееееееерррр; каййййффф)))))))))); Класссссссссуха.

Очень часто для выражения высокой интенсивности в «Контакте» используют повтор слов и корня: Ну прямо очень-очень! :); ВАУ ВАУ ВАУ))); круть крутецкая))).

Главной формой выражения эмоциональности в «Контакте» являются разнообразные смайлики, они присутствуют более чем в половине примеров. В основном это смайлы, обозначающие улыбку, радость, смех.

На втором месте — знаки препинания, например: Чувачок!!!!!!!!!!!!!!!!; крутотень!!; фигня!!! Логично, что из пунктуационных знаков для выражения эмоциональности пользователи сети выбирают именно восклицательный знак.

На третьем месте по количеству примеров — междометия и различные звукоподражания: аххахахахаха ништяк =); фуууууу школааааа О_о; Вухахаха =))).

Эмоциональность вместе с интенсивностью может выражаться заглавными буквами, например: ООООЧЕЕЕНЬ....; ОФИГИТЕЛЬНО-ОБАЛДЕННАЯ ФОТКА))))). В этом случае очень трудно провести грань между эмоциональностью и интенсивностью, но можно сказать, что это своеобразное выражение восхищения.

Сопричастность, внутреннее родство с хозяином страницы или с героем фотографии чаще выражают женщины. Для этого они применяют уменьшительно-ласкательные слова (Мой зайчик!!! *); Пуси-мусишные :))); зая моя...=***; Лапочка)) или притяжательные местоимения (придурок ты мой; Мои славные студенты; моя девочка).

Мужчины же чаще всего выражают сопричастность, используя грубоватые слова, например: Чувачок!!!!!!; Братуха!!!!!; Мужик!

Итак, «собрав в кучу» все наши замечания, можно сделать вывод, что в оценочном комменте от объёма текста редко зависит полнота его содержания. Такому свёрнутому выражению оценки отчасти способствует само оформление строки комментариев «Контакта», а отчасти — присвоение комменту функции простого сигнала поддержания отношений, лингвисты называют её фатической. Хотелось бы также отметить, что в настоящее время комментарии всё больше сокращаются в своей форме и превращаются в клише. Пользователи стали выражать свою оценку штампами, по общему образцу. В «Контакте» всё меньше становится оригинальных словечек, а ведь отношение к увиденному у разных людей просто не может быть одинаковое! Поэтому не будем скучными, давайте экспериментировать!:).

Похожие материалы