Принцип проактивного подхода

С начала учебного года Институт космических и информационных технологий СФУ начал переход на использование электронных обучающих курсов для первокурсников. Этот новый подход к организации обучения с использованием современных информационных технологий формирует новый характер взаимодействий между преподавателями, студентами и администрацией института.

Современный электронный обучающий курс должен быть, как говорят специалисты, проактивным. Это означает, что курс должен, естественным путём воздействуя на органы чувств обучаемого (с помощью визуальных образов, сообщений обучаемому о пройденных этапах), показывая уровень освоения материала в сравнении с одногруппниками, активизировать его активность и побуждать последовательно и ритмично осваивать учебный материал. Кроме того, проактивный электронный курс должен быть разработан таким образом, чтобы предугадывать действия пользователя, создавать систему информационных сообщений обучаемому, формировать заинтересованность.

Соответствующим образом должна быть выстроена и электронная среда обучения, которая в роли электронного наставника, помощника берёт на себя большинство коммуникационных функций, информирует в полном объёме как студента, так и преподавателя о том, как на самом деле идут дела.

«К сожалению, сейчас учебный процесс организован так, что об успеваемости студента мы можем узнать только на зачёте или экзамене,— говорит Геннадий Михайлович ЦИБУЛЬСКИЙ, директор ИКИТ, заведующий кафедрой искусственного интеллекта. — Контрольные недели, как правило, дают лишь туманное представление о том, как на самом деле у студента идут дела. Не высвечивают реальной картины и отчёты посещаемости. Но директорату нужна текущая информация об учебном процессе, чтобы им управлять. Электронные обучающие курсы и новая система обучения позволяют оперативно отслеживать количественные и качественные показатели как студентов, так и преподавателей».

Первокурсники уже получили доступ к сайту www.ms.sfu-kras.ru, который адаптирован для работы с электронными обучающими курсами. Пользуясь этим сервисом, студенты могут самостоятельно, непрерывно и достоверно осваивать образовательную программу вуза под контролем преподавателей.

Экспериментальная эксплуатация отдельных элементов электронной системы длится полтора года. За это время были разработаны несколько видов электронных курсов (включая достаточно сложные, такие как математика и английский язык), создана платформа и проработаны методические аспекты разработки проактивных обучающих курсов. В ближайшее время студенты и преподаватели получат электронные карты, которые будут служить средством доступа к системе и являться ключом доступа. Система видит активность работы с электронными курсами: насколько часто студент обращался к учебному материалу и в какой мере усвоил его. Программа сама проверяет студента и при плохом усвоении материала сообщает об этом и может не позволить перейти к следующему разделу. Особое значение играет так называемый «электронный деканат». Он является средством контроля, который автоматически вовлекает в систему обучения административный персонал института и снабжает его управленческими функциями. В перспективе благодаря смс-рассылке можно будет информировать студента о том, что ему рекомендуется выполнить в обучении в первую очередь.

Комплексный подход позволяет воздействовать не только на студентов, но и на преподавателей, и на работу деканата. Если большинство студентов не усвоило какую-то часть курса — значит, в её изложении что-то не так. Точно так же если все студенты поняли лекцию на «отлично», у преподавателя должен возникнуть вопрос: не слишком ли просто подан материал? Учитывая учебную активность группы и отдельных студентов, преподаватель может судить о качестве и потенциале этой группы, что даёт ему возможность корректировать и адаптировать свой курс.

Кирилл Николаевич ЗАХАРЬИН, директор Центра обучающих систем Информационно-телекоммуникационного комплекса СФУ: «Мы используем электронные технологии в очном процессе обучения, то есть дополняем ими как аудиторные занятия, так и самостоятельную работу студентов — это так называемое «смешанное» обучение, обеспечивающее широкие методы подачи учебного материала. Применяемый подход перестраивает форму взаимоотношений между студентом и преподавателем, в том числе вся система отвечает потребностям мобильности студентов. Однако на преподавателя ложится ещё большая ответственность, поскольку он выступает экспертом, отвечает на вопросы, в том числе на такие, которые неправильно заданы или, возможно, только подразумевались студентом, помогает студенту эффективно работать с электронным курсом, добивается качества обучения. И система ему в этом помогает — преподаватель избавляется от рутины — автоматизируется оценка успеваемости, отсутствует необходимость ручного заполнения бумажных ведомостей, часть учебной работы протекает в обучающей системе. Благодаря этому преподаватели и работники института получают реальные средства оценки интенсивности и качества изучения студентом той или иной дисциплины, а также соответствия этого качества требованиям образовательных стандартов».

Но мало сделать только систему обучения, необходимо дать возможность студенту работать со всеми возможностями, как говорится, «из одного окна». Комплексный подход, реализуемый в качестве опытной эксплуатации в ИКИТ, предусматривает и это. Создан прототип «личного кабинета студента» в виде социальной сети, которая в настоящее время разрабатывается под условным названием «Мой СФУ». С помощью этого средства студент сможет использовать все информационные ресурсы, предоставляемые ему университетом. Кроме того, это средство получения информации о том, что нужно сделать в данный момент, получение информации об успеваемости, возможность оперативной связи с преподавателем, учебные контакты с сокурсниками, участие в образовательных, научных и культурных мероприятиях университета. Личный кабинет решает главную задачу — сокращает время доступа к актуальной информации, необходимой для студентов. Наполнение сайта будет построено по принципу привычных социальных сетей — пользователи, в том числе и специалисты СФУ, сами формируют контент в соответствии с потребностями. Сеть будет обеспечивать возможность поиска по широкому кругу интересов, а также возможность общения и обмена информацией, которая адаптирована на академический стиль общения.

Для молодёжи, которая привыкла к мобильности, — это хорошая возможность получать достоверные знания в любом месте, в любое время и в привычной форме. А разработчики системы надеются, что электронные курсы помогут прийти к действительно управляемой модели обучения.

Соб. инф.
Фото В. ВАНИЛЕВСКОГО

Похожие материалы