В ядерщики идут командой

Скорее всего, они войдут — все 16 человек — в историю развития атомной отрасли. Выпускникам Красноярского промышленного колледжа — филиала Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, первым представилась уникальная возможность пройти в СФУ целевую профессиональную подготовку для строящегося завода по производству МОХ-топлива на Железногорском ГХК, предназначенного для мирных атомных реакторов.

Задача с признаками исторического глобализма: в качестве одного из компонентов исходного сырья будет использоваться диоксид плутония, в первую очередь оружейного, наработанного за годы «холодной войны». Есть не меньшие объёмы энергетического плутония, запасы которого со временем тоже будут «сожжены».

Примечательная деталь: совместная с ФГУП «Горно-химический комбинат» идея в рамках профориентационной работы была осуществлена годом раньше, когда в Институте цветных металлов и материаловедения на базе кафедры композиционных материалов и физико-химии металлургических процессов набрали первую группу из выпускников школ. Будущие кадры для высокотехнологичного радиохимического производства сегодня уже второкурсники. Однако наставники советуют корреспонденту пообщаться с теми, кто набран именно после колледжа, по ускоренной программе. Так я познакомилась с Василием ЕЛЬЧИНЫМ.

Для него, коренного жителя Железногорска, как и для большинства его сверстников, выбор профессионального пути был предопределён отраслевой спецификой ЗАТО.

— Разница лишь в предпочтениях, — говорит Василий. — Мой старший брат, окончив промышленный колледж, работает в системе КИПиА, младший через год станет станочником. А я с детства увлекался химией, поэтому после 9 класса поступил в колледж на специальность «Химическая технология неорганических веществ», нисколько не сомневаясь: работой на ГХК буду обеспечен.

Однако на последнем курсе всё стало стремительно меняться, заговорили о целевом наборе в СФУ. Василий, как и его однокурсники, оказался перед первым в жизни серьёзным выбором. Да и у советчиков единодушия не было: вроде бы «синица в руках» лучше, чем «журавль в небе», а с другой стороны — ну, пойдёшь работать специалистом среднего звена, а что дальше? Выбора-то в городе практически нет: два основных предприятия, и всё. А тут новый завод, не освоенная ещё в России технология. Плюс — целевой набор на бюджетной основе! Больше того, заказчиком обещаны дополнительные стипендии, пока три — самым лучшим по итогам сессии.

Курс ускоренный: освоив программу трёхгодичного бакалавриата, они должны стать полноценными специалистами нового ядерного производства. А потом можно будет работать и одновременно учиться в магистратуре. Во всяком случае, проводя агитационную работу, именно о таком возможном профессиональном росте им говорили и представители СФУ, и специалисты ГХК.

— Когда пришли подавать документы, ситуация оказалась забавной, — вспоминает Василий. — У всех дипломы в руках, а нам предлагают пройти собеседование. Прямо сейчас. Кто-то ушёл, но я лично сходу всё сдал и нисколько не пожалел. Интересная студенческая жизнь в престижном вузе — ещё недавно об этом я даже не мечтал.

— Наверное, уже чувствуете себя членами такого сообщества, как ядерщики?

— На самом деле — да. Радиохимия, ядерная физика, столько ещё предстоит изучить, понять, научиться управлять. Всё очень ответственно —будет ли это ядерный завод или сухое хранилище ОЯТ. Конечно, чувствуем к себе особое отношение, потому что у нас уже есть база знаний, какие-то деловые, скажем так, навыки, полученные на практике, которую проходили на ГХК. Туда, где действительно секретно, нас не пускали; но что примерно может быть — показали. Правда, «поработать руками» не дали. Так что всё впереди, и нам реально интересно! Допустим, начинаем изучать тему — а, это уже было в колледже. Но вникаешь глубже и удивляешься — ух ты, как бывает! Конечно, в мире эта технология далеко не новая, но не вечно же всё брать из-за границы: у нас тоже будут новые технологии.

— Надеетесь удивить мир?

— Было бы неплохо. Во всяком случае, мы — команда, от которой многого ждут. Сейчас, правда, ничего такого специфического ещё не преподают, но ведь это только начало.

— Какие открытия сделали для себя как студенты СФУ?

— Чувство самостоятельности. Это так ответственно на самом деле: не выучил — иди отсюда, никто «за уши тянуть» не будет. И вообще здесь интересно, особенно после своего города, где уже давно ничего не происходит... Увлечения? Об этом могу говорить бесконечно, ещё в Железногорске увлёкся танцами, потом с другом Дмитрием занялись фаером (на фото внизу), сейчас начали осваивать искусство сценического фехтования. Но основная страсть — танцы. Выступления, балы — яркая жизнь, куча хороших эмоций. Кстати, 1 сентября уже танцевал перед горняками. Улыбаетесь — танцующий ядерщик? А знаете, это — как другой мир, жить в котором можно бесконечно.

Любовь ГАБЕРБУШ

Похожие материалы