Как развивать образование
в Красноярском крае

19 октября в рамках осенней сессии Сибирской открытой университетской конвенции «Региональная политика развития профессионального образования: вызовы и решения» в стенах СибГАУ прошло заседание секции «Образование». Участники встречи — политики, учёные, представители бизнеса — обсудили текущее положение дел в сфере образования в Красноярском крае и наметили стратегически важные направления развития.

«Рынок труда в нашем регионе испытывает сейчас острый дефицит в трудоспособном населении, — отметила в начале своего выступления начальник отдела анализа и прогнозирования министерства экономики и регионального развития Красноярского края Татьяна ШЕРЕМЕТОВА. — В 2012-2014 гг. в крае появится до 200 тысяч новых вакантных мест, причём востребованы будут в большей степени рабочие специальности. По-прежнему актуальны будут профессии учителя, врача и медицинского работника, останется спрос на квалифицированных экономистов и юристов. Статистика показала, что 15% выпускников вузов, получив диплом, обращаются за помощью в службу занятости. Именно поэтому министерство планирует к 2013 году совместно с вузами включить в учебные планы дисциплины по развитию навыков трудоустройства».

Официальная статистика участников секции не удовлетворила. Представители власти и педагогического сообщества отметили, что сейчас нужно говорить о глобальных вызовах, которые исходят от соседних государств и вообще от мирового сообщества. «Наши студенты хотят ехать в Москву и Санкт-Петербург, а не в Назаровский район, где у них нет подходящих условий для роста, — отметила заместитель губернатора Красноярского края Ольга КАРЛОВА. — К примеру, сейчас выпускники педагогического университета больше всего востребованы на Центральном рынке, где нужны хорошие коммуникативные навыки и знание психологии. А в Москве уже открыты детские сады, где трёхлетние дети осваивают сразу четыре языка, включая японский. И это реалии сегодняшнего дня, которые нам необходимо учитывать».

Возможные перспективы развития образования в Красноярском крае представил в своём докладе начальник отдела стратегического развития СФУ Валерий ЕФИМОВ. В прошлом один из инициаторов крупного форсайт-исследования о человеческом капитале края до
2030 г. Валерий Сергеевич трезво охарактеризовал социально-экономическое состояние Красноярья. По словам В. Ефимова, наш край вовсе не является лидером инновационно-технического развития (по данным 2007 г., доля инновационной деятельности составляла всего 1,5%), а по ряду показателей находится ниже среднего уровня по России (например, производительность труда, высокотехнологичное производство). Регион нуждается в модернизации, и это проблема не вузов, а краевой власти и бизнеса. Задача системы образования (и в частности, федерального вуза) — стать своеобразным миграционным мостом, привлекающим из ближнего зарубежья талантливую молодёжь. К примеру, в Сибирский федеральный университет уже в этом году поступило более 70% иногородних школьников.

В тот же день экспертный семинар «О создании региональных технологических платформ и взаимодействии с промышленными предприятиями» проходил в секции «Наука и инновации». Участники, собравшиеся в СФУ, обсуждали роль научных организаций в формировании региональных технологических платформ; провели анализ имеющихся практик и выявление новых, наиболее значимых для регионального развития направлений в формировании технологических платформ; говорили об условиях продуктивного взаимодействия науки и бизнеса.

С докладами выступили В.В. МОСКВИЧЁВ, заместитель председателя КНЦ СО РАН, представивший взгляд Красноярского научного центра на перспективы формирования региональных технологических платформ; С.В. ВЕРХОВЕЦ, проректор по науке и международному сотрудничеству СФУ, рассказавший о месте университетов в этом процессе; В.А. МАКАРОВ, директор Института горного дела, геологии и геотехнологий, представлявший платформу «Твёрдые полезные ископаемые».

В принятой на секции резолюции предложено провести конкурс, направленный на формирование региональных технологических платформ, рассмотреть возможность поддержки этой деятельности через КГАУ ККФПНиНТД с привлечением паевых инвестиционных фондов.

Консорциум вместо конвенции

Осенняя сессия завершилась заседанием Сибирской конвенции 24 октября в СФУ, где были подведены итоги работы всех секций («Образование», «Наука и инновации», «Общественное развитие») и намечены перспективы развития этого регионального образовательного проекта. В работе приняли участие президент СФУ Александр УСС, Ольга Карлова, министр инвестиций и инноваций Красноярского края Андрей ВОЛЬФ, генеральный директор компании промышленного дизайна АСТРАРОССА (г. Москва) Сергей ХАПРОВ и др.

Встреча началась с выступления Сергея ХАПРОВА, который рассказал о будущем университетов в шестом технологическом укладе. Очевидно, что высшее образование ожидает неизбежный переход от конвейерного принципа к индивидуальному обучению, предполагающему гибкость образовательных программ. «Удивительно то, что сегодня мы выпускаем студентов, которые знают квантовую механику, но не могут создать компанию из трёх человек», — посетовал Хапров. По его мнению, в образовании и науке должны появиться так называемые коммуникаторы — люди, которые смогут сложные вещи подавать в привлекательной и понятной упаковке. Необходимы мосты между интеллектуальной интеллигенцией и обществом.

Андрей Вольф рассказал о новом способе взаимодействия коммерческих, научных и общественных объединений — «технологических платформах». При таком способе кооперации объединяются различные предприятия и институты для усиления одного из приоритетных направлений современной программы государственного развития (например, космические технологии, военная промышленность и др.). По словам Вольфа, в крае сегодня формируется 13 региональных технологических платформ (всего в России их насчитывается 27), которые будут выстраивать сотрудничество, в том числе и на международном уровне.

Ольга Карлова представила следующий этап развития университетской конвенции: переход в статус научно-образовательного консорциума. «Помимо организации работы экспертных творческих групп, коллективов, переговорных площадок, проектов, рекомендаций, мы должны понимать, что необходимо создавать эффективную научно-образовательную среду, доводить разработки инновационных проектов до коммерциализации, оказывать содействие в координации региональных платформ», — заявила зам. губернатора. Сибирский научно-образовательный консорциум (СНОК), решение о создании которого было принято в ходе осенней сессии, объединит университеты, научно-исследовательские подразделения и производственные структуры.

В завершение пленарного заседания Александр Усс обратился к собравшимся с призывом быть максимально конкретными и «выдавать» реальные практические улучшения. «Хотя идея объединения научного сообщества родилась в кабинетах власти, развитие этой идеи возможно лишь при совместных усилиях самого научного сообщества».

Кирилл АРСЕНЬЕВ
Фото Л. ШОСТАК

Похожие материалы