Живая наука

— Это будет прямо здесь? У нас в кабинете? — спрашиваю коллегу, пытаясь мысленно воссоздать картину грядущего мероприятия, в то время как аудитория Научно-образовательного центра молодых учёных (НОЦ) уже готова принять студентов, претендующих на победу в конкурсе «Молодой инноватор-2011». В коридоре возле двери — ажиотаж. Девушки репетируют свои презентации, собираясь стайками, поглядывают в карманные зеркальца. Парни шутят о жюри и размерах премии для победителей: «Говорят, пять тысяч… Ну, может, сертификат дадут какой-нибудь».

Восемнадцать участников из девяти институтов Сибирского федерального университета выступают один за другим в течение двух часов. Команда жюри — представители Совета молодых учёных под руководством председателя, к.т.н., доцента ИСИ СФУ Александры Викторовны ТЕРЕШКОВОЙ — оценивает соискателей. Критерии традиционные: количество научных публикаций, участие в грантовых исследованиях, выставках научно-технического творчества, актуальность и собственно инновационность проекта каждого претендента. Немаловажным оказывается умение участников презентовать себя — жюри просит каждого сформулировать, почему именно он или она, специалист, бакалавр или магистр Сибирского федерального, достойны победы.

Лидия Анатольевна ИЩЕНКО, руководитель Научно-образовательного центра молодых учёных СФУ
— Главной целью проведённого конкурса было поощрение талантливой в учебной и научной сфере молодёжи университета. В результате мы отобрали и пригласили для дальнейшего сотрудничества студентов, проявляющих склонность к научно-практической, инновационной деятельности в широком спектре специальностей. Такие конкурсы стоит проводить, чтобы формировать активную жизненную позицию, учить начинающих учёных презентовать себя и свои научные инновационные проекты. Конечно, старшекурсники только включаются в инновационное проектирование: узнают, чем инновационный проект отличается от стандартного исследования. Однако именно на этой стадии ребят и нужно приглашать в Научно-образовательный центр! Мы расскажем, что это за явление такое — инновационный проект. Наши специалисты помогут сформировать бизнес-команду, если проект интересный и потенциально коммерциализируемый, если его можно вывести на рынок. Я надеюсь, что для кандидатов, подавших заявки на конкурс, значение имела не только материальная сторона вопроса. Здесь важно суметь увидеть свои перспективы: сейчас ты студент, а можешь стать аспирантом и учёным, получающим за свои разработки реальную прибыль.

Если честно, всё это меньше всего напоминает формальный смотр успехов и достижений. Может, дело в том, что подобный конкурс проходит в университете впервые, и регламент достаточно «гибкий»: участники могут подробно рассказать о своих проектах и объяснить специальные термины непосвящённым. Представители жюри «играют на одном поле» со студентами — и те, и другие побаиваются, что первый блин выйдет комом. Претенденты выступают смело и достаточно непринуждённо, отвечая на вопросы о своём проекте. Но всё же защищать первые исследовательские разработки, претендующие на звание «инновационных», перед молодыми, заинтересованными и в то же время уже имеющими научную степень кандидата наук учёными — это особая ситуация. Мысли здесь «схватывают» на лету, находят общие темы для обсуждения.

Представители Института нефти и газа, студенты 4 курса и члены СНО Руслан БИРИХ и Прасковья ПАВЛОВА, подготовившие самую неординарную и «заводную» презентацию на конкурсе, поделились: «Все молодые, вопросы задают по существу, и атмосфера хорошая — не такая формальная, как в актовых залах, где бывает холодно и нужен микрофон, чтобы тебя услышали».

Среди представленных проектов лишь два относились к гуманитарной сфере и имели социальную направленность. Студентка 5 курса Юридического института СФУ Анна ТОЛСТЫХ, ставшая одной из победительниц конкурса, посвятила присутствующих в тонкости современного правоведения. С 2008 года девушка принимает участие в краевой интенсивной «Правовой школе». Миссия этого проекта — научить старшеклассников жить по праву: показать им правовую сторону жизни российского общества, обогатить соответствующими знаниями и помочь учащимся в успешной реализации их прав и обязанностей в реальной жизни. А. Толстых: «Я неоднократно выезжала со школьниками на сессии «Правовой школы». Там мы проводили интенсивные занятия: изучали право не только в форме лекций «под запись», но и с помощью ролевого моделирования ситуаций. Как разрешить возникший в магазине, поликлинике или государственном учреждении конфликт без значительных материальных и моральных потерь? Как избежать обмана и недобросовестности? На эти вопросы должен научиться отвечать каждый из нас, и лучше постигать такие вещи со школы, когда личность гражданина только формируется».

Анна выступает экспертом юридической консультации всероссийского правового интернет-портала «Право.Ru». Замечает, что за консультацией к ней теперь обращаются не только в Интернете, но и в реальной жизни — друзья, родные, знакомые. Это логично: несмотря на постепенно возрастающую правовую грамотность наших граждан, со специальными ситуациями и разбираться должен специальный человек, который, по выражению Анны, «знаком с проблемой на практике или хотя бы имеет представление о том, где найти ответ на возникший вопрос». Между прочим, при таком насыщенном графике учёбы и работы Аня успевает заниматься спортом — называет себя фанаткой здорового образа жизни и обожает фитнес. Тренировки три раза в неделю, поддерживающие тонус мышц и дарящие хорошее настроение — это святое!

Пятикурсница уверенно формулирует свои планы на ближайшее будущее: она намерена поступить в аспирантуру и разрабатывать тему «Потерпевший в праве». А. Толстых: «Проблема действительно серьёзная: в 2009 году в России лицами, потерпевшими от преступных посягательств, стали 1953,2 тыс. человек, в 2008 году — 2303,8 тыс. человек. А статус потерпевшего от преступлений в таких вопросах, как возмещение вреда, остаётся неурегулированным».

Анастасия КОНЕВА, также получившая титул «Молодой инноватор-2011», удивляет жюри поразительной целеустремлённостью. К 22 годам представительница Хакасского технического института, филиала СФУ (отделение экономики и управления), успела многое: «Средний балл успеваемости 5.0, а ещё я — член Совета молодых учёных республики Хакасия, член учёного совета отделения экономики и управления ХТИ, модератор научного направления республиканской программы «Альфа», руководитель рабочей группы по созданию молодёжного правительства республики Хакасия», — объясняет девушка.

Проект Анастасии «Инновационная конструкция электрического малоинерционного генератора» предполагает эффективное использование силы ветра и оригинально решает проблему энергосбережения. Предлагаемая разновидность генератора может использоваться как на промышленных предприятиях, так и в частных владениях (для энергообеспечения коттеджа, дома на приусадебном участке и т.п.). Интересно, что запуск генератора можно осуществлять при малых скоростях ветра; генератор устойчив к коротким замыканиям, к вибрациям на высоких скоростях и т.д.

В настоящее время подписан договор о сотрудничестве с частным инвестором на создание опытного образца. Анастасия уверена, что скоро малоинерционный генератор, работающий в буквальном смысле «на воздухе», можно будет увидеть «живьём». А. Конева: «Я планирую поступить в аспирантуру СФУ в следующем году, со временем надеюсь открыть собственный бизнес. У меня море энергии для осуществления своих планов».

Единственный парень, удостоенный звания «Молодой инноватор-2011», учится в Институте нефти и газа СФУ. Вот уж кому при выступлении «родные стены помогали»! Александр ЛЕДКОВ успешно спроектировал лабораторную установку для проведения экспериментальных исследований по изучению скважинных фильтров и погружных насосов, а также для выполнения лабораторных работ студентами СФУ.

В декабре прошлого года А. Ледков выиграл конкурс «Лучший студент СФУ-2010» в номинации «За отличную учёбу». Полгода проработал в научно–производственном предприятии ООО «Сиброн» техником-конструктором, получил опыт разработки проектной и нормативно-технической документации, изготовления и сборки нефтепромыслового оборудования. В ближайшем будущем Александр намерен изготовить опытный образец своего фильтра, запатентовать и изготовить лабораторную установку, которая может стать первым шагом в создании инновационного предприятия по производству универсальных лабораторных установок, предназначенных для учебных и научных целей. А. Ледков: «Я давно сотрудничаю с Центром молодых учёных СФУ — регулярно получаю информацию обо всех мероприятиях, могу проконсультироваться о том, как правильно заполнить заявку на участие. Сейчас познакомился со многими ребятами, обменялся координатами с Алёной МЕРЗЛЯКОВОЙ, которая учится в ЮИ и разрабатывает тему социального партнёрства для развития Красноярского края. Очень может быть, что мы скооперируемся для работы над общим проектом, содержащим гуманитарный компонент».

Результаты конкурса были оглашены в тот же день, а вручение дипломов лауреатам состоялось 29 ноября на заседании Совета молодых учёных. Всё же доля торжественности в таком деле, как чествование первых «дипломированных» инноваторов, не повредит.

Пять тысяч в качестве премии — конечно, весьма символично. Но эта сумма выполнила функцию лакмусовой бумажки: показала, что деньги не единственный и уж точно не главный мотив участия восемнадцати студентов в конкурсе. Не секрет, что отношение к слову «инноватор» сегодня неоднозначное, с привкусом сомнений. Но представители разных институтов доказали: то, чем они занимаются, — реально. Их разработки уже начинают применяться в нашей жизни. Ребятам интересно делать «живую» науку: не просто прикладную, а ту, которая позволит производить более совершенные механизмы, принципиально новые лекарства, современное программное обеспечение и уникальные промышленные технологии в нашей стране.

Татьяна МОРДВИНОВА

Похожие материалы