«Доброе утро, Красноярск! С вами Алёна СТЕЛЬМАХ…»

Этот мелодичный голос с вами повсюду: он звучит в машине или автобусах, из наушников и колонок. Он спешит поделиться последними новостями, болтает о том, о сём и объявляет музыку сегодняшнего дня. Диджей радиостанции — удивительная профессия, которая часто привлекает молодых людей. Студентка СФУ Алёна Стельмах ещё летом участвовала в кастинге ведущих, а сегодня она уже ведёт вечерние эфиры…

Алёна, попробуй!

Когда Алёна поступала на отделение журналистики, мечтала стать редактором какого-нибудь модного журнала, но в процессе учёбы поняла, что не это её призвание.

— Я искала возможность стажировки на радио, — говорит Алёна, — обзванивала все красноярские радиостанции, спрашивала, могут ли они меня взять на работу, была готова трудиться безвозмездно, только бы окунуться в профессию. Но везде отвечали одно и то же: нам люди не нужны. Когда я уже практически отчаялась, узнала о кастинге ведущих на одной из радиостанций. Я отправила смс-заявку и уже через несколько дней мне перезвонили и пригласили на первый тур.

Пробы эфира

Кроме неё, на кастинг пригласили ещё 20 человек (только в этот день, а вообще кандидатов было более 60). Задание казалось простым: прочитать 2 текста, один рекламный, второй новостной. Люди вели себя по-разному: одни заносчиво и излишне самоуверенно, другие всячески любезничали с работниками радио. Алёна волновалась жутко, но пыталась абстрагироваться от ситуации и совладать с эмоциями. Однако когда села читать текст перед звукорежиссёром, сразу же забыла о самообладании и об интонации: протараторила оба текста.

— В какой-то момент я даже перестала читать, сняла наушники и смущённо спросила: «Очень плохо, да?». Меня попросили продолжить. Я торопилась, почти не улавливая смысла прочитанного. Но мой голос, кажется, понравился звукорежиссёру, во всяком случае меня обнадёжила его фраза: «Вот тут ещё может что-нибудь получиться».

Пригласили во второй тур только через 2 недели, Алёна уже практически не ждала звонка. Конкурсантов интервьюировали в прямом эфире. Они отвечали на вопросы ведущего, одновременно знакомились с радиослушателями.

— Из-за эмоций я вела себя глуповато, — смеётся Алёна. — Например, меня спросили: если я выиграю, о чём буду говорить со слушателями. Я выдала такую фразу: «Недавно купила два аквариума, могу говорить даже о рыбках». Я поставила себе задачу — не молчать, чтобы слушатель не заметил моего замешательства или недоумения. Потом я прослушивала интервью со всеми участниками, и мне, конечно, казалось, что все они говорят лучше меня. Голоса были красивы у всех. Только потом стала подмечать недочёты. Например, одна из конкурсанток сказала «огорошило», а такие просторечные слова — явно не формат этой радиостанции.

Претендентов оставалось всё меньше, а задания становились ответственней. Алёне поручили придумать конкурс для радио, написать для него текст и самой провести. Она справилась. Потом стала вести первые получасовые эфирные врезки, как и остальные участники.

— К этому очень быстро привыкаешь. Сначала работа за пультом кажется сложной, но потом понимаешь, что движения и комбинации повторяются, главное — их запомнить и довести до автоматизма.

Голос — главный инструмент диджея. Он должен быть поставлен, поэтому с конкурсантами в течение двух недель занимался педагог по вокалу. Было очень интересно, но не просто. Например, задание: читаем сказку, каждое предложение с разной интонацией; причём содержание текста обязательно не совпадает с заданием.

— Про зёрнышки, которые прорастают на грядках, я читала пикантно и соблазнительно, а про маленькую девочку в пряничном домике — ужасающе. Потом мы много раз повторяли и заучивали скороговорки, — вспоминает девушка. — Педагог прослушивала наши эфиры и уже понимала, у кого какие проблемы. У меня мало артистизма. В жизни люблю говорить прямо, а на радио надо всё время играть голосом…

Финал конкурса был в одном из клубов Красноярска. Там Алёна Стельмах узнала, что победила, ей выдали диплом, падарочные сертификаты… Девушка рассказывает, что тогда, наконец-то, перестала сдерживать эмоции. Фотографии этого момента получились забавными.

— Я никогда так громко и радостно не кричала, — признаётся Алёна.

Призвание?

Когда Алёна рассказывает о своей работе, глаза её горят, на лице неизменно появляется улыбка.

— Надеваешь наушники, садишься к микрофону, и настроение улучшается в миллион раз. Чувствуешь себя окрылённой, счастливой. Когда эфир заканчивается, состояние стабилизируется, но заряд позитива остаётся.

Но работа на радио — не сахар. Начальство слушает каждый эфир, за оговорки, разумеется, не хвалит. Приходится много работать над своей речью и беречь голос. Кроме того, утренний эфир начинается в 7 утра, вставать приходится на два часа раньше, чтобы прочитать тексты заранее.

— Я стараюсь тщательно готовиться к каждому эфиру, пишу тексты, продумываю, как «подведу» слушателя к той или иной песне. Не всегда получается импровизировать, а это просто необходимое умение, — сетует девушка. — Ведь нам звонят в студию, идёт живой диалог, и я должна быть готова к любой ситуации.

После победы в конкурсе Алёну взяли сначала на стажировку, а два месяца назад — трудоустроили. Но она порой всё ещё не верит, что стала диджеем.

…Подъём в пять утра, утренний эфир, университет, вечерний эфир, домашние задания, бесконечное чтение и разучивание скороговорок, всё это под популярную музыку каждый день. Но такой энергичный темп не утомляет Алёну, а наоборот, придаёт её жизни драйва и ярких красок.

Александра СЛАВЕЦКАЯ

Похожие материалы