Документальная пища

Документальное кино сегодня, кажется, понемногу начинает выходить к простому зрителю: просачивается в прокатные планы артхаусных кинотеатров, находит экран на книжных и медиафестивалях, с трудом, но всё же прорывается в телевизионный эфир. С интересом встречают документальное кино и в студенческой среде.

Так, в начале декабря в нашем университете открылся Клуб документального кино, организаторы которого задались хорошей целью — сформировать думающее, интеллектуальное университетское сообщество.

Новый клуб создан по инициативе Гуманитарного института СФУ в рамках проекта Сибирской студии независимого кино SiberiaDOC.

«Помимо получения знаний, возможности заниматься наукой и спортом, студентам необходима среда, стимулирующая их к размышлениям о мире, в котором им предстоит жить, —- отметил директор Гуманитарного института СФУ Максим РУМЯНЦЕВ. — Документальное кино может помочь не только расширить кругозор, но и сформировать культурные предпочтения. Участники киноклуба не просто будут созерцать, но, как мы надеемся, захотят обсудить увиденное».

«Очень органичное, естественное кино», «Мне показалось, что фильм несколько затянут, моментами скучно смотреть», «а вот режиссёрский ход с сжиганием старых паспортов показался очень символичным» — после просмотра картины Евгения Соломина «Глубинка 35х45» студенты активно включаются в обсуждение фильма. Что лишний раз говорит о том, что документалистика была и остаётся актуальной формой рефлексии общества. Радостно также, что на первую встречу собралось немало студентов совершенно разных институтов, что для слегка маргинального вида кино — документального — необычно.

«Киноклуб должен существовать для того, чтобы люди могли научиться воспринимать разную визуальную информацию, — говорит вступительное слово организатор киноклуба Николай БЕМ. — Молодое поколение должно видеть альтернативу культуре массмедиа. Ведь документальное кино — это почти всегда частная, чья-то личная история, которую не увидишь на большом экране».

Уникальность документального кино в том, что оно отвечает на запросы сегодняшнего дня, пытается дать ответ, оно про нас, не про каких-то голливудских «крепких орешков», а именно про нас и наши проблемы. Так, фильм «Глубинка 35х45» вроде бы незамысловат, прост по сюжету: в стране идёт обмен старых советских паспортов на новые российские паспорта. И провинциальный фотограф ездит по отдалённым сибирским сёлам и снимает сельских жителей для паспортных карточек форматом 35х45 мм. Стык двух культур — советской и современной — это то, что сегодня активно осмысляется обществом. И отрадно, что документалистика откликается на это, предлагает свои прочтения культуры и настроения общества.

Человеку никогда не перестанет быть интересен другой человек, его история жизни, его уникальные обстоятельства. Этим, возможно, документальное кино и отличается от современного массового — человечностью.

Анна МЕРЗЛЯКОВА

Cледующая встреча запланирована на февраль. А объявление об этом вы найдёте на сайте СФУ.

Похожие материалы