Людмила ЕРМАКОВА: «К некоторым студентам нужно относиться иначе»

Всё началось с исследования, проведённого социальным отделом, которое показало: из года в год после первой же сессии отчисляется до 45% студентов-сирот и тех, кто остался без попечения родителей. Специалист отдела социальной работы со студентами Людмила ЕРМАКОВА отмечает, что это проблема не только СФУ и других вузов, но и общества в целом.

Обнаружив проблему, Людмила разработала программу адаптации и интеграции этой категории студентов к социокультурной среде вуза. На этапе реализации в программу активно включилась Анна ФАЙГЕНБАУМ.

«Категория очень сложная, ведь студенчество — в принципе сложный период: становления личности, отрыва от дома, выбора профессии, вопросов организации собственного досуга. — говорит Л. Ермакова. — А эти ребята, к тому же, в детский период столкнулись с очень сложной жизненной ситуацией — например, пережили гибель близких. И их проблема, их переживания, с которыми никто не работал, не остались в прошлом. Поэтому поступают в университет достаточно сложные дети».

Результаты анализа статистических данных с 2007 года показали, что после первой сессии отчисляли 30-45% первокурсников льготной категории. Основные проблемы ребят — сложность адаптации к новому окружению, что свойственно всем первокурсникам, но большинство через месяц-два успешно справляются с проблемой. Вторая сложность — выстраивание коммуникации с одногруппниками и с преподавателями. 90% опрошенных отметили, что они испытывают проблемы при адаптации к социокультурной жизни вуза, у 70% — недостаточно развиты навыки коммуникации. Во внеучебную жизнь вуза включались только 2% студентов льготной категории.

Ребятам некуда обратиться, у них нет поддержки и часто нет пути назад. Но социальный отдел университета утверждает: к ним эти дети могут прийти с любой своей проблемой.

Как только студенты-льготники поступают в вуз, им предлагают тренинги, различные мероприятия и встречи. Чем хороша программа: она комплексная, то есть работа ведётся как на индивидуальном уровне, так и на групповом. За студентом всегда остаётся выбор — пойти или не пойти на экскурсию, например. Самое важное, что вместе со специалистами по социальной работе с первокурсниками работают студенты старших курсов, которые сами прошли через адаптацию. Первая встреча в рамках программы началась со слов одного из студентов: «Я готовлюсь получить красный диплом. Сам я вырос в интернате». Всего два предложения, которые сломали много барьеров. Ребята стали свободно общаться, подружились.

Людмила Ермакова отмечает, что такая самопомощь порой намного эффективнее, чем помощь социального работника. «Ни один специалист не может так оказать поддержку, как тот, кто сам через это прошёл. Ребята делятся друг с другом, поддерживают, советуют. У них есть общие переживания и схожие жизненные ситуации. Как бы мы хорошо ни знали теорию, мы через это не прошли. Поэтому часто студенты-старшекурсники имеют больший авторитет, чем мы».

Анна ФАЙГЕНБАУМ и Людмила ЕРМАКОВА

Анна ФАЙГЕНБАУМ и Людмила ЕРМАКОВА

В рамках программы уже прошли тренинги первичной адаптации к университету и развития коммуникативных навыков. Следующий тренинг будет более специальный — направлен на социальную психокоррекцию.

Сотрудники провели 4 экскурсии по университету и городу для студентов разных площадок. На каждом мероприятии было 25-35 человек. Экскурсия «Красноярск студенческий» длилась 4 часа: экскурсовод рассказала о Красноярске от момента закладки первого камня до наших дней (историю создания СФУ в том числе). Несмотря на то, что мероприятия были организованы для студентов льготной категории, некоторые из них приходили со своими одногруппниками и друзьями.

Ещё одна составляющая программы — круглосуточная горячая телефонная линия, куда ребята могут позвонить и рассказать о своих проблемах, посоветоваться. Звонки бывают разные — смерть близкого человека, проблемы с преподавателями или со здоровьем, сложный выбор в тот или иной момент и т.д. Специалисты помогают и подсказывают, как выйти из ситуации.

В социальном отделе ребят не водят за ручку — здесь их направляют: формируют навык самостоятельного выхода из возникающих сложных ситуаций.

В большей степени поддержка нужна на первом этапе обучения в университете, и хотя студенты старших курсов продолжают обращаться к специалистам, они уже с удовольствием сами включаются в программу.

В работе со студентами-сиротами социальному отделу помогают также Центр студенческой культуры и Центр карьеры. Их сотрудники приходят и рассказывают о том, какие есть направления внеучебной деятельности, приглашают студентов к себе. «Конечно, хочется привлекать и других сотрудников, в том числе работников деканатов, преподавателей. Я ни в коем случае не призываю выделять этих детей. Просто к некоторым вещам нужно относиться иначе, с большим вниманием и пониманием», — говорит Людмила Ермакова.

Согласно первым результатам программы — в этом году студентов социальной категории отчислили только 16%. Что будет дальше — покажут результаты летней сессии. Программа стартовала и теперь станет ежегодной. Специалисты социального отдела и студенты приложат для этого все усилия.

Анастасия АНДРОНОВА

Похожие материалы