Нет преград для гранта

Всё, что вы хотели знать о грантах, но стеснялись спросить

«Не секрет, что среди студентов много желающих участвовать в международных программах. Порой доходит до смешного, когда к нам заглядывают как в турагентство: на глобус пальцем — я хочу туда. При этом человек может быть абсолютно не уверен в своём языке (не может перевести даже документы), но уж очень хочет побывать за рубежом», — отмечает Екатерина АСОСКОВА, координатор российских и международных грантовых программ для студентов-старшекурсников, магистрантов и аспирантов СФУ. Екатерина рассказала нам о возможностях, которые, как оказалось, есть у всех желающих.

Требования

Финансирование выделяет какая-то организация или фонд — и они прописывают свои требования. Зачастую критерии бывают довольно жёсткими: если это международная программа, фонд может прописать наличие сертификата (если говорить об английском языке — TOEFL) не ниже стольки-то баллов. Соответственно, человек, не имеющий сертификат и не желающий его сдавать, просто по формальным признакам не имеет права заявляться на конкурс.

Фонды с удовольствием профинансировали бы всех желающих, но средств меньше, чем желающих, поэтому появляются критерии отбора. Конечно, они всегда разные, но всё же можно выделить и основные. Обязательно смотрят академическую успеваемость. Это либо выписка оценок из зачётной книжки, либо копия диплома. Второй показатель: наличие уже имеющихся достижений; активность участия в конференциях, семинарах; публикации. Третий: рекомендации от преподавателей профильных предметов. Следующий документ — очень важный, но его у нас, к сожалению, не привыкли писать, а в грантовых программах он всегда присутствует: это мотивационное письмо, в котором необходимо рассказывать, почему именно ты достоин этого гранта и какие твои факторы жизни, твои достижения, личные характеристики говорят о том, что тебе нужно выдать эту стипендию или грант.

Фото Евгения БЕРЕЖНОВА

Фото Евгения БЕРЕЖНОВА

«И, что интересно, — продолжает Екатерина, — нередко при составлении комиссией общей сводной таблицы баллов получается минимальный набор, но потом эксперты читают письмо молодого человека, который пишет, например, 10 причин, по которым они не захотят брать его на эту программу, а потом приводит один главный довод, почему именно ему нужен этот грант. И ему даётся шанс! Только потому, что в нём увидели настоящего борца, человека, который готов идти вперёд и понимает, для чего ему это образование нужно, каким образом он по возвращении систематизирует и использует полученные знания».

Эта эмоциональная окраска, благодаря которой в человеке можно увидеть будущего специалиста, который пусть и упустил что-то в учёбе или не дотягивает по языку. В таких случаях фонд даже готов выдавать, например, финансирование на курс языка. Ещё раз повторю, только потому, что в нём увидели стержень.

Однако проблема с мотивационным письмом часто возникает у участников с высокой академической успеваемостью, которых рекомендуют преподаватели. Студенты не могут себя выразить, стесняются себя преподнести. И в таком случае необходима работа над собой, потому что фонды любят лидеров.

«Грантовый центр для того и нужен, чтобы помогать ребятам, — замечает Екатерина. — Мы объясняем, что такое мотивационное письмо, демонстрируем успешные примеры, проводим мастер-классы и максимально стараемся хотя бы на первом этапе помочь качественно оформить документы».

Учёба за рубежом

— если говорить о международных программах — одна из самых популярных. Но здесь есть нюанс — несоответствия в учебных планах. Подобрать идентичную специальность никогда не получается, поэтому максимальный срок, на который студент может поехать, это 6 месяцев или один академический год. В таком случае заявившиеся берут свой учебный план, подбирают предметы в зарубежном вузе, и, если что-то не совпадает (например, предмета «Архитектура Сибири», что естественно, не будет в Европе или США), то им по приезду даётся срок (до 3 месяцев), чтобы сдать недостающие предметы. Важно, что никто не выпадает из учебного процесса. А система кредитов в рамках болонского процесса позволяет перезачесть те оценки, которые были получены за рубежом, в итоге — студент не теряет время.

Краткосрочные стажировки

— второй формат, который предлагает Центр грантовой поддержки. В этом случае человек едет на 2-3 месяца наработать материал по своей тематике, он не учится, конкретно не сидит за партой, а работает с научным руководителем и привозит свой план стажировки, расписанный буквально по дням, и результат, который потом войдёт в курсовую либо в дипломную работу.

«Такие стажировки выпадают, как правило, на лето, чтобы всё было опять-таки не в ущерб учёбе. На летний период также предлагаются выездные школы, в которых можно участвовать не по специальности. Объявляется общая тематика, например, экономический кризис в Европе, и все, кому интересна эта проблематика, могут заявиться», — отмечает Екатерина.

Летние школы — кроме блока работы — имеют досуговую часть, когда участники общаются в интернациональной команде. Соответственно, хорошо «подтягивается» язык. Это одна из бесплатных возможностей изучить язык, притом, что во всём мире изучение языка — услуга платная, она пользуется огромным спросом.

Если же вы совсем не владеете иностранным языком, то вам предложат поехать в крупный вуз России, в лабораторию или центр, где можно устроить себе консультацию с выдающимся учёным и в течение, например, двух недель поработать с ним. Надо заметить, что перед дипломом весьма выгодно иметь важную консультацию по своей теме.

Нет заслуг, но есть идея

Как правило, на грант, связанный с поездками, выбирают лучших из лучших: идеальная успеваемость, уже есть публикации, стажировки, конференции. Если у вас за плечами нет ничего перечисленного, но поехать хочется, то в Центре грантовой поддержки найдут программу и для вас. Главное, чтобы была идея. Если она есть и её можно реализовать, то для вас — конкурсы проектов, когда можно заявить свои самые смелые идеи. Комиссия сочла это интересным? Тогда вы выигрываете либо хорошую денежную премию, которую можно потратить на ту же поездку, либо это может быть грант на реализацию вашей идеи. Такие гранты бывают как международные, так и российские. Если вы можете перевести документы, предоставить их выгодно на другом языке, то можно легко подавать и в международные фонды.

Когда есть только желание выиграть

— тогда Центр грантовой поддержки ищет творческие конкурсы. Зачастую это бывают именно образовательные гранты. Например, призом за лучшую «европейскую» фотографию может быть четырёхнедельный курс изучения языка в той стране, которую вы снимали.
«Недавно девушка выиграла подобный конкурс, — продолжает Екатерина. — Нужно было записать аудиофайл на тему «Моя Европа». Она на русском языке отправила этот файл и выиграла поездку во Францию на четыре недели. Другая студентка выиграла тоже четыре недели в Европе, изобразив в виде презентации слайдов языковые метаморфозы. Она взяла французский язык. Я запомнила примеры из её презентации: скажем, слово «фуршет» на французском означает «вилка», в нашем понимании — это небольшое застолье».

Бывают творческие конкурсы, связанные с наукой. Например, в данный момент и до 25 мая открыт конкурс «Наука — это красиво». Нужно сделать интересные фотокадры на научную тематику, отправить их на конкурс и выиграть денежную премию. Часто именно с таких небольших конкурсов студенты начинают собирать себе портфолио.

Для выпускных курсов

— можно найти последипломное образование за рубежом, когда по грантам поступают в аспирантуру или магистратуру, которые за границей вдвойне привлекательнее: за время получения в России степени кандидата наук там можно получить степень PhD — то есть доктора наук. Из-за этой разницы очень выгодно выглядят гранты, покрывающие все расходы, позволяющие завершить весь курс.
Eranet и СФУ

«Новшество, которым мы гордимся: в 2011 году СФУ выиграл грант Eranet — проект академической мобильности и сотрудничества в области высшего образования 8 российских и 10 европейских вузов, который финансирует Европейская Комиссия в рамках программы Erasmus Mundus, — продолжает Екатерина. — Это уникальный проект, он будет действовать 3 года, в течение которых наши студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели имеют возможность поехать от 6 до 10 месяцев на обучение или стажировку».

Огромный плюс Eranetа для нас — особая конкурентная ситуация: если в других программах мы участвуем наряду со всеми другими российскими вузами, то в рамках этого проекта СФУ будет конкурировать только с 8 российскими вузами, которые вошли в этот консорциум. Соответственно, здесь вероятность выиграть — выше. В первый год от СФУ было подано около 50 заявок, следующий приём онлайн-заявок на сайте проекта будет проходить с 1 декабря 2012 г. по 22 января 2013 г.

Приоритеты

Преимущество во многих конкурсах есть у представителей технических направлений, но у гуманитариев есть другой плюс — они почти всегда умеют себя преподнести, убедительно написать мотивационное письмо. С технических специальностей и заявок всегда меньше. Некоторые конкурсы даже специально определяют, что приоритетом при равных условиях, при одинаковых баллах являются участники, заявившиеся на техническое направление.

«Который год мы пользуемся стипендией президента РФ для обучения за рубежом. Ребята сами выбирают любую точку мира, куда они поедут учиться, а грант покрывает все их расходы, — рассказывает Екатерина. — Там приоритет — инжиниринг, информационные технологии, энергетика. Но в принципе подавать заявки могут все желающие. И у нас был случай, когда в конкурсе участвовали аспирантка-филолог и студентка из архитектурного института. И обе выиграли! Так что ещё раз хочу подчеркнуть — возможно всё!».

Рассказывают...

Юрий ПЕРОВ, ИМ, 3 курс:

— В феврале 2012 года я ездил в Бостон, штат Массачусетс, на две недели для представления результатов работы проекта «Система электронного школьного журнала Proverim.com» (в 2007 году его основали я, тогда ещё школьник 10 класса, и два студента-экономиста). Мероприятие в США называлось выездным бизнес-инкубатором Startup-Access для научно-технических проектов. Это был очень полезный опыт, ведь в бизнес-инкубаторах, на площадках, куда может прийти студент, аспирант или молодой учёный со своей идеей, мы получаем реальную помощь для того, чтобы создавать и развивать свой проект.

Этим летом я планирую поехать в Швейцарию на Летнюю студенческую исследовательскую школу в Федеральную политехническую школу Лозанны. Они каждый год организуют эту программу, отбирают 25 студентов со всего мира, чтобы в течение 2-2,5 месяцев они работали в 25 разных лабораториях. Оплачивается перелёт и проживание. Конкурс обычно — более 30 человек, 800 человек претендовали на 25 мест. Я участвовал и в прошлом году, но тогда не прошёл, а в этом году получилось попасть. Я буду работать в лаборатории профессора Ijspeert’а, его лаборатория занимается созданием и проектированием роботов. Планируется, что моя работа будет посвящена обучению в робототехнике (как роботы должны вместе объединиться и самостоятельно учиться, чтобы решать различные задачи: проходить препятствия и т.п.).

Илья ДОЛГУШИН, ИСИ, 5 курс:

— Для меня всё началось в далёком 2008 году, когда я поехал с группой студентов моего института в Чехию. Именно тогда я понял, что вернусь туда ещё не один раз — очень уж страна красивая! Этим же летом моя мама случайно увидела объявление «стартует конкурс на стипендии Erasmus Mundus для обучения» и сказала мне, что я должен обязательно поучаствовать! Я боялся и не верил, что это возможно, что так бывает... Но в итоге собрал все документы, портфолио и отдал их Екатерине Асосковой. И стал ждать. Когда мне объявили, что я выиграл конкурс на обучение в Чехии, радости не было предела. Целый семестр я жил в Праге — это был незабываемый опыт. За эти полгода я побывал практически во всех странах Европы, научился экономить деньги, познакомился с огромным количеством людей и изменил свой взгляд на мир! После этой поездки я твёрдо понял, что нужно не бояться и пробовать участвовать в конкурсах. И если действительно чего-то сильно захотеть, всё будет способствовать достижению цели. Дерзайте, всё получится!

Антонина ПЛЕХАНОВА

Похожие материалы