Бренд ППФ был и остаётся

Психолого-педагогический факультет, созданный в 1987 году, отмечает своё 25-летие. О том, какие традиции легендарного ППФ продолжают жить, какие новые направления развиваются — рассказывает директор Института педагогики, психологии и социологии О.Г. СМОЛЯНИНОВА.

— Ольга Георгиевна, 25 лет ППФ — это 25 лет институту или какой-то его части? Является ли ППФ базой, основным ядром института?

— Наш институт стал правопреемником трёх факультетов: психолого-педагогического, инженерно-педагогического и факультета социальных систем. Но фундамент, основную часть специальностей и набора (если уж отталкиваться от нашей основной образовательной деятельности) составляли специальности, направления, аспирантура, магистратура психолого-педагогического факультета. Потому что у ППФ к моменту объединения факультетов была легендарная история, действовали уникальные научно-педагогические практики. И у ППФ был бренд. Он и сейчас есть. Наши выпускники разных поколений занимают ключевые позиции в различных сферах — в политике, в социальной сфере, в бизнесе, кадровых службах. Гимназия «Универс» по большей части состоит из выпускников ППФ.

Виктор Болотов, первый декан ППФ — сегодня вице-президент Российской академии образования (РАО).

Виктор Болотов, первый декан ППФ — сегодня вице-президент Российской академии образования (РАО).

А ещё наш институт славится тем, что в его составе до сих пор работают «отцы–основатели ППФ»: Б.И. ХАСАН, А.М. АРОНОВ, В.Г. ВАСИЛЬЕВ и другие. 28 выпускников ППФ преподают в институте, некоторые из них руководят кафедрами ИППС (Е.Ю. ФЕДОРЕНКО, М.А. АНИКИНА), остальные защитили кандидатские диссертации по психологии, социологии, педагогике.

— Когда создавался факультет, одна из манифестных идей заключалась в том, чтобы переделать современную школу. Это удалось?

— Надо бы об этом спросить нашего выпускника, министра образования и науки Красноярского края Вячеслава Владимировича БАШЕВА. Но вообще-то в Красноярском крае в средней школе реализуется масса проектов, причём сначала на уровне инновационных разработок, а потом эти разработки распространяются в качестве федеральных инициатив на другие регионы. Например, международный бакалавриат — идея первоначально реализовывалась в гимназии «Универс», а в дальнейшем была поддержана в других регионах. Развивающее обучение, с которого начиналась идеология ППФ. Сейчас несколько школ и классов в крае осуществляют набор детей в первый класс для обучения по системе ЭЛЬКОНИНА-ДАВЫДОВА. И мы открыли прикладной бакалавриат, который был поддержан на федеральном уровне, по подготовке учителей развивающего обучения для всей России.

— Благодаря ППФ в Красноярске в своё время появилось множество педагогических экспериментальных авторских площадок. Какова их судьба?

— Сейчас большее распространение в нашей образовательной действительности приобрели научные проекты и гранты, которые поддерживаются на краевом, федеральном или международном уровне.

Борис Хасан на ОДИ-2009

Борис Хасан на ОДИ-2009

Два года в сотрудничестве с другими вузами города мы выполняли проект, связанный с использованием ресурсов электронной библиотеки СФУ школьниками края. Несколько лет идёт проект по индивидуальному прогрессу, который инициировал Борис Иосифович Хасан и который сейчас реализуется в ряде регионов РФ. По проекту использования электронного портфолио в развитии человеческого потенциала в этом году мы выиграли европейский грант — в консорциуме с тремя вузами Германии, Эстонии и Франции.

— Все ваши преподаватели имеют электронные портфолио?

— Многие из них. Мы до сих пор экспериментируем с формой портфолио, его структурой. Ведь е-портфолио может использоваться на разных этапах обучения и при выстраивании профессиональной карьеры. Е-портфолио — это современная технология профессионального развития, возможность представлять себя в профессиональном сообществе. Студента е-портфолио мотивирует на ответственное отношение к своим образовательным результатам. Технология е-портфолио создаёт возможность не только работать на сиюминутный результат и оценку, а простраивать карьерную линию, демонстрировать свои профессиональные компетенции потенциальному работодателю в процессе трудоустройства. Это делается в Европе. Есть возможность развития и обновления артефактов портфолио в течение всей жизни… И главное — портфолио имеет коммуникативный ресурс, с помощью которого можно организовывать качественный диалог между различными субъектами. Е-портфолио — это персонифицированное, актуальное досье развития его владельца.

— А когда-то ППФ начинался с такой элитарной формы преподавания, как педмастерские, которая восходит к самым древним практикам «учительства». Почему институт отказался от этой «фишки»?

— Форма педмастерских — не ушла, а трансформировалась. Мастерские по-прежнему ведут и Хасан, и Аронов, и Васильев… В проектной форме мастерские реализованы на разных кафедрах, например, на кафедре информационных технологий образования. Мы включаем магистрантов, студентов, молодых учёных в выполнение российских и международных проектов. Это тоже обучение мастерству, но в другой, проектной форме.

Вернуть институт педмастерских нам удастся, когда мы примем соответствующее положение на уровне СФУ. Кстати, такие разговоры сейчас идут не только у нас. На последнем съезде учителей в 2011 году выступал ректор Московского городского психолого-педагогического университета В. РУБЦОВ и предлагал ведущим вузам взять на вооружение форму мастерской.

Инициатива, которая когда-то родилась у нас и была эксклюзивной, вновь начинает обсуждаться на российском уровне. Но формат педмастерских сложно описать, он не жёсткий.

— Там, помнится, ценился своеобразный «клубный дух».

— Дух — состояние нематериальное. А как измерить, сколько лаборантов и инженеров нужно, чтобы этот «дух» организовать и обеспечить? Но, думаю, формы мастерских могут быть разные. Сегодня мастерские вынесены на базы практик и на проектные площадки. Например, Елена Юрьевна Федоренко, когда ведёт проект по экстремизму, работает с группой молодых учёных и студентов. У Хасана Бориса Иосифовича не прекращается подготовка игротехников, выращивание из бакалавров — магистрантов, замысливание и реализация проектов.

Если же говорить об этой практике в первоначальном виде — один из основателей факультета В.Г. Васильев вместе с
О.С. ОСТРОВЕРХ и Ю.Г. ЮДИНОЙ два года назад на ОДИ предложили проект положения о педагогической мастерской. Пока он проходит итерационные доработки.

— Организационно-деятельностные игры как педагогическая технология — это славное прошлое или возможное будущее института?

— Когда я пришла в 2000-м году деканом на факультет, ОДИ некоторое время уже не проводились. Мы возобновили их. На первом курсе — для запуска, для вхождения бывших школьников в университетское пространство и осознания своих ресурсов, возможностей и дефицитов, для выстраивания индивидуальной линии образования. А на 3-м курсе игра была посвящена профессиональному переходу, выбору своего направления и кафедры.

На сайте  ИППС  выложены фотографии первых лет ППФ

На сайте ИППС выложены фотографии первых лет ППФ

Ещё в прошлом году игра проводилась, нас поддерживал университет через Программу развития. Но в этом году финансирования, увы, нет. Игры ведь очень непростая форма и очень ресурсоёмкая. Потому что обязательно нужно выезжать, погружаться, хотя бы на 3 дня, а при нынешнем интенсивном ритме жизни многим для этого трудно выкроить время. Но всё равно, я думаю, нужен конкретный проект для использования этой уникальной мыследеятельностной технологии.

— Какие перспективные направления можно назвать в сегодняшнем развитии института?

— На мой взгляд, это линия, связанная с использованием информационных технологий в образовании и социальной сфере. Развитие академической и профессиональной мобильности на магистерском уровне. Важна линия индивидуального прогресса; исследования, связанные с психическим здоровьем и значимыми социально-педагогическими практиками. Очень важен проект кафедры психологии развития, связанный с психологическим консультированием в реальном и виртуальном пространствах.

Соб. инф.

Похожие материалы