Установить контакт

В Институте педагогики, психологии и социологии практика бывает даже у первокурсников!

Группа ПП11-04Б, например, проходила учебную практику в Центре психолого-медико-социального сопровождения г. Красноярска. Так случилось, что в это же время центр совместно с Красноярским краеведческим музеем готовился к осуществлению уникального проекта, к организации которого наших первокурсников и подключили. Они сами расскажут, как всё было.

Цель проекта состояла в том, чтобы провести экскурсию для детей с расстройствами аутистического спектра. Ранее ничего подобного центр не проводил, и для нас такая деятельность была новой.

Экскурсия была проведена 2 апреля 2012 года. Весьма символичная дата, так как это — Всемирный день распространения информации об аутизме.

В отведённые две недели нам, шестерым студенткам, предстояло найти контакт с группой ребят предшкольного возраста, состоящей из шести человек. Стоит добавить, что группа на сопровождении была уже три года, поэтому дети были более адаптированные и готовые к контакту.

Для справки: аутизм — это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Дети необычные, потому все мы были проинформированы об особенностях поведения и обращения с ними, вплоть до того, что именно не стоит носить и как лучше говорить.

Первый день мы просто наблюдали за детьми и их занятиями. Со второго каждый ребёнок сам выбрал из нас себе помощника. Вместе мы приходили на уроки в центр и по парам занимались счётом, рисованием, физической культурой. Процессом руководил преподаватель.

На первый взгляд дети могли показаться совершенно здоровыми, если бы мы не знали об их «недуге». Но иногда проскальзывали моменты, явно отличающиеся от обычного поведения.

В день перед походом в музей была проведена так называемая «репетиция» экскурсии — мы сами подготавливали и проводили занятия у ребят. Также, чтобы сильно не травмировать детей новой незнакомой ситуацией, мы показали им презентацию из снимков музейных экспонатов. Большинство из них были весьма заинтересованы музеем и с удовольствием согласились сходить. Мы аккуратно, без частицы «не», проинструктировали детей, как стоит вести себя. Взаимодействие было налажено.

2 апреля в 14:00 часов мы встретили ребят и их родителей у входа в музей. Затем родители оставили детей с нами, и мы стали показывать ребятам животный мир Красноярского края, чередуя экскурсию с игровыми моментами, чтобы избежать переутомления. Больше всего их заинтересовали крупные животные, к которым они без перерыва перебегали, так что рассказать что-либо нам не удалось. Было намного легче действовать на импровизации, без плана.

Однако без проявлений «особенностей» детей обойтись не получилось, некоторые их них изменили своё поведение, кто-то в лучшую, кто-то в худшую сторону. В любом случае, пронаблюдать это мы могли.

В конце экскурсии мы вручили ребятам подарки на память о походе в музей.

Завершив все дела в музее, мы в рамках проекта вышли на улицу и раздали буклеты с информацией об аутизме, которые составила И.В. ШМИДКЕ, учитель-дефектолог, работавшая с нами. Поразительно, что некоторые жители даже не слышали, что есть такое слово «аутизм», что уж говорить о содержании. Таким образом, польза от мероприятия была — мы просветили некоторую часть жителей Красноярска.

Для нас самих это была настоящая практика, настоящая возможность попробовать свои силы. Надеемся в следующем году продолжить сотрудничество с Центром психолого-медико-социального сопровождения.

Мадина САИТ-АБЛО, Оксана ТАНЬКИНА, Ольга САВРАСОВА, Галина ПАКИНА, Екатерина СМИРНОВА, Дарья КОВАЛЕНКО

Похожие материалы