«Лекарство» от нефтяных тромбов

Вполне понятно, что в России чаще говорят о возможных потерях страны от падения цен на нефть, нежели о потере самой нефти. «Запасов много, на наш век хватит». Понятно, но несколько… неэтично. К тому же учёные всё настойчивее опровергают легенду о бескрайних сырьевых богатствах — потери при добыче и транспортировке серьёзно их «сокращают». Пора решать проблему — всеми доступными способами.

Специалисты красноярского предприятия ООО «НТС» (Новые технологии Сибири) при участии Института нефти и газа СФУ разработали и произвели устройство для термохимической обработки насосно-компрессорных труб нефтяных скважин, позволяющее повысить эффективность нефтедобычи. Внешне установка напоминает огромный стеклянный шприц (раз в 10 больше того, которым однажды воспользовались изобретательные герои комедии Леонида ГАЙДАЯ).

Проблема в том, что во время эксплуатации нефтяных скважин на стенках насосно-компрессорных труб остаются отложения высокомолекулярных парафинов, асфальтенов и смол. В дальнейшем эти соединения накапливаются, просвет трубы уменьшается, и в конце концов образуется тромб. В таком случае нефтяники консервируют до конца не разработанные скважины и уходят в другие места.

— К сожалению, мы в России не добываем нефть из скважины до проектной глубины, а извлекаем, в лучшем случае, 30%, — говорит заведующий кафедрой бурения Института нефти и газа СФУ, д.т.н., профессор Александр Васильевич МИНЕЕВ. — На Ванкоре при выходе на проектную мощность планируется нефтеотдача пластов до 45-50% — это уровень зарубежных компаний в странах, где об экологии пекутся не от случая к случаю. Однако у нас, в России, распространено мнение, что затраты на разработку и внедрение технологий, снижающих потери при добыче, слишком высоки, поэтому проще бурить новые скважины. Понятно, что наша страна занимает одну шестую часть суши, территория огромная, поэтому пробурили — нефть кончилась — дальше пошли. Вот и стоят у нас по всей Сибири «памятники» — никому не нужные нефтяные вышки и скважины… Демонтировать их никто не собирается — нерентабельно.

А.В. Минеев и В.М. Ульянов, директор ООО «НТС», у установки

Мы вот уже два года вместе с коллегами из ООО «НТС» работаем над устройством, позволяющим очень эффективно, термохимическим способом очищать скважины от засорения побочными продуктами и «продлевать их жизнь». На конструкцию устройства получен патент РФ на полезную модель.

— В чём преимущества термохимического метода?

— На сегодняшний день существует множество способов очистки насосно-компрессорных труб. Допустим, паровой, при котором используется передвижная парогенераторная установка. С её помощью перегретый пар под высоким давлением нагнетают внутрь скважины. Неэффективность этого метода в том, что пар на глубине 300-400 метров остывает и превращается в воду, а она не способна расплавлять отложения. Таким методом можно пользоваться только на глубине до 100-150 метров, но, как показывает практика, парафиновые отложения образуются на глубине до 800 метров.

Другим наиболее распространённым методом чистки нефтяных скважин является промывка труб горячей нефтью при помощи агрегата депарафинирования. У этого метода тоже немало недостатков: большой расход тепла, продолжительное время промывки при глубине проработки до 400-500 метров. К тому же, процесс требует дополнительного привлечения людей и техники.

Можно ещё перечислять методы, однако все они весьма затратны в финансовом отношении и продолжительны по времени. Продвигаемый нами термохимический метод выгодно отличается от уже известных способов своей экономичностью и качеством обработки.

— Как происходит процесс очистки новым методом?

— В результате взаимодействия подаваемого состава со скважинной жидкостью происходит химическая реакция с выделением тепла. Данный метод был впервые запущен и распространён красноярской фирмой «Сибрес» в конце 90-х годов. Устройства в виде герметизированных капсул выпускались на базе Красноярского химико-металлургического завода. Технология производства включала большую долю ручного труда, поэтому производительность участка была невелика.

В настоящее время производство устройств выведено на новый технический и технологический уровень. Вместо прежнего пожароопасного теплоносителя в них используется новый, более безопасный, который изготавливается на оборудовании оригинальной конструкции.

Современная установка действительно похожа на шприц (герметизированные капсулы), проста в эксплуатации, мобильна, довольно быстро происходит её монтаж и демонтаж. Удаление отложений в скважине происходит под действием тепла. Одновременно продукты реакции покрывают стенки насосно-компрессорных труб составом, который надолго защищает их от загрязнения. Продукты реакции — водонефтерастворимые соединения, они не оказывают отрицательного воздействия на нефтяное оборудование и здоровье человека. Компактная, неметаллоёмкая установка многоразового использования позволяет продлить срок эксплуатации скважины, получить из неё дополнительное количество товарной нефти, ускорить технологическую операцию и улучшить экологическое состояние промысловой зоны.

— Казалось бы, бери и внедряй! Как отнеслись к новому методу потенциальные заказчики?

— Не столь оптимистично. У нас ведь как получается: к примеру, буровое долото производят три российских завода, а мы почему-то покупаем импортное, хотя оно стоит в пять раз дороже… Такая странная ситуация. Наша задача сейчас: внедрить установку на Ванкорском и других нефтяных месторождениях страны, которые находятся в самых разных горно-геологических условиях. Могу точно сказать, что термохимический метод востребован не только в России, но и в Казахстане, Туркмении, Таджикистане и др.

Коллективно разработанную установку в качестве эксперимента уже удалось опробовать на территории края в компаниях ООО «БНГРЭ» и ООО «РН-Бурение». Она доказала свою полезность. Сейчас планируем внедрить метод на Юрубчено-Тохомском месторождении, которое будет подавать нефть в трубопровод, построенный специально для экспорта восточносибирской нефти в Китай. В Поднебесную планируются крупные поставки нефти, поэтому необходимо, чтобы скважины работали бесперебойно. Сейчас в Иркутской области также начинают реанимировать порядка шести скважин, и наша разработка здесь очень кстати. Учёные всегда помнят, что запасы-то истощаются, нефть — это же не картошка, которую посадил и вырастил.

— Где можно было бы разместить производство установок?

— В Красноярском крае достаточно много машиностроительных предприятий, которые не загружены на полную мощность, имеют свободные площади. Взять хотя бы Крастяжмаш и др.

— Возможно ли применение инновационной установки на газовых промыслах?

— В Красноярском крае пока нет промышленной добычи газа (за исключением Таймыра), оно начнётся в 2014 году. К тому времени, если у нас хватит упорства и сил, мы попробуем установку внедрить и там. Пока же работаем только на нефтяных предприятиях. Пишем письма, обращения, в том числе, в Роснефть. Нам ответили лаконично: «вопрос находится в стадии обсуждения и принятия решения». Что ж, будем ждать…

Соб. инф.

Похожие материалы