педагоги из российских и зарубежных вузов - в штате СФУ
Уже приняты 25 человек

Если задаться вопросом, какой главный риск есть в осуществлении национального образовательного проекта «Сибирский федеральный университет», каждый может ответить по-разному. Кто-то назовет возможной причиной неуспеха потерю интереса к федеральному университету в «верхах» после выборов нового состава Государственной Думы и президента РФ, другие – что помешать могут амбиции некоторых руководителей (проректоров, деканов, зав. кафедрами), которые теряют влияние и власть в результате изменений организационной структуры университета, третьи – сложный механизм освоения выделенных из федерального бюджета финансовых средств, и др…

У проректора по науке и развитию материально-технической базы научных исследований СФУ В.И. Колмакова (стиль действий которого в университете считают жестким) есть свой ответ на вопрос о рисках.

Главная наша проблема – кадровый состав преподавателей и низкое качество подготовки поступающих в университет студентов! Университет может не состояться не потому, что мы что-то не построим или не приобретем. Уверен – построим красивые корпуса, отремонтируем аудитории, закупим современное оборудование… Главная проблема именно в качестве научно-педагогических кадров и абитуриентах. К вопросу качества подготовки абитуриентов предлагаю вернуться в ближайших номерах газеты, а про преподавательский состав скажу сейчас.

В настоящее время кадровый состав преподавателей нашего университета не отличается от кадрового состава среднестатистического провинциального российского университета. В СФУ среди преподавателей только процентов пятнадцать «буйных», еще «пятнадцать» готовы «буйствовать», если их к этому стимулируют. «Буйными» я называю преподавателей, которые постоянно учатся сами, стараются дать студентам новые знания и умения, ведут поиск новых педагогических приемов и подходов. К сожалению, большинство преподавателей проводят занятия, что называется, с «потухшими глазами», десятилетиями воспроизводят одни и те же тексты и остановились в своем профессиональном росте. Быстро изменить эту неблагоприятную для нас ситуацию можно только за счет привлечения в СФУ «буйных» преподавателей из других вузов (которые не только защитили диссертацию, имеют публикации или патенты, но и проявили себя на педагогическом поприще). И хорошо, что в СФУ постоянно поступает довольно много предложений от таких преподавателей. Только за два месяца к руководству университета обратились около 80 желающих занять педагогические должности. Если претендент имел реальные достижения в педагогике, имел публикации, хоздоговора, гранты, премии, то с ним были проведены личные встречи. В результате уже с нового учебного года на штатные должности в СФУ только докторов наук пришло 8 человек, не говоря уже о молодых кандидатах наук.

В целом в свежем притоке кадров нуждаются все без исключения направления подготовки. Но есть отдельные отраслия, где ситуацию можно назвать почти катастрофической. Из приоритетных направлений развития СФУ – это,
во-первых, нефть и газ. Здесь у нас нет большого опыта подготовки кадров высшей квалификации. И мы, кстати говоря, даже и не знаем пока, где найти таких людей. Первые попытки пригласить профессоров из Тюмени и Уфы потерпели неудачу. Во-вторых, биотехнология, где нет ни одного штатного профессора или доктора наук. В-третьих, иностранный язык, здесь у нас также мало профессоров и докторов наук. Можно продолжать и продолжать…

Американские университеты живут в жесткой конкуренции – всем нужны лучшие кадры. И понятно, что скоро такая конкуренция развернется и среди российских университетов. Пока возможности СФУ по привлечению лучших кадров ограничены, но они есть. К примеру, те же стажировки преподавателей. Поехать на месяц в Кембридж - ну нет такой возможности у большинства преподавателей российских вузов. А у нас есть! Преподавателей технических специальностей, полагаю, может привлечь уникальное оборудование, которое закупает СФУ. По грубым подсчетам на инженерную физику, представьте, только в текущем году будет потрачено более 150 миллионов рублей, на химию – еще больше, а на информатизацию и суперкомпьютер даже и представить не могу – более 300 млн.руб.

Пока к нам на работу приходят преподаватели и профессора, как правило, только из других красноярских вузов. Для приглашения в штат иногородних профессоров есть вполне объективная препона – отсутствие жилья. Кстати, в СФУ поступило несколько заявок из-за границы от ученых и педагогов, в разное время уехавших работать за рубеж. Трое из них уже твердо решили вернуться и приступить к работе в штате СФУ. А это уже обнадеживающий сигнал, и появляется надежда на то, что удастся увеличить процент «буйности» в СФУ.

Настя ИВАНОВА