Дневники похода на Арадан

Вёл Сергей РОДОВИКОВ, 2 курс ИЭУиП

30 июня

Сходить в поход на хребет Арадан мне предложили в секции спортивного туризма СФУ. Конечно, пойти хотелось, хотя до последнего дня я не знал — получится ли: одна экспедиция накладывалась на другую — археологические раскопки на трассе «Кызыл – Курагино». По счастью, всё сложилось удачно, и вот мы в Ергаках!

Густой кедровый лес, неповторимый аромат пихты, чистейшие горные ручьи. А на первом же перевале — пейзаж, который иначе как райским садом я бы не назвал. Цветущик водосборы (сибирский лотос), купальницы и редчайшие розовые лилии, просто потрясающие на фоне далёких снежных пиков. От всей этой красоты мой ум пришёл в спокойствие, и я вдруг понял… В общем, долго объяснять, что я понял, а если вкратце — все ссоры и распри между людьми не имеют никакого смысла, нам просто нужно беречь это сокровище — нашу землю, а свои сердца очищать и наполнять добротой, пока не поздно. Вот она, сила гор, — на какие мысли наводит.

К вечеру, изрядно утомившись, мы достигли озера Красного, в котором водится вкуснейшая рыба хариус.

1 июля

Пожалуй, один из самых сложных дней – мы прошли почти три перевала. Во время подъёма на последний, Осыпной, погода начала портиться, и мы решили остановиться на ночлег, тем более что было хорошее место для палаток. Как только установили палатки, пошёл дождь. Прямо в палатке мы приготовили еду, горячий чай. Не успели поесть, как выглянуло солнце, и настроение наше поднялось. Мы решили немножко прогуляться и увидели, что где-то внизу, под нами, плывет туман над ручьём и постепенно поднимается вверх... Такие пейзажи стоят того, чтобы попотеть ради них.

В эту ночь мы спали как сурки, изрядно уставшие. А утром выяснилось, что возле палаток бродили какие-то звери.

2 июля

Лучшее, что может быть – проснуться выспавшимся, открыть палатку, когда уже припекает яркое солнце, и увидеть неземную красоту серых гор, высокого синего неба, множества цветов… Среди этого хочется быть и быть, и с трудом веришь в существование
Спуск с перевала Осыпного стал для всех настоящим испытанием. Очень неудобные камни, почти все «живые» – это настоящая тренировка выдержки и внимательности. Зато потом – заслуженный отдых: мы нашли охотничье зимовьё, устроили там перекус – подкрепились едой тибетцев, цампой. Весело перешли горную речку, как следует наелись сладким горным ревнем и двинулись в путь по мягкому лесному ковру из мхов к озеру Зеркальному.

Идти далеко, и в этот день мы туда не попали. Разбили лагерь, и это было лучшим решением, потому что сразу после установки палаток хлынул ливень с градом. Только через час стихия успокоилась, и когда мы пошли на ручей мыть посуду, природа начала свой спектакль: туман, окрашенный солнцем в оранжево-лиловые цвета, скользил сквозь вековые кедры, а облака окутали далёкие пики, как одеяла.

Ручей бурлил из-за прошедшего ливня, мы решили в нём искупаться и получили массу удовольствия. А когда вечером с приятной усталостью растянулись в своих палатках, под нами был слой сухого мха толщиной с полметра, так что мы спали на горных коврах.

3 июля

Утром развели костер в мокрую погоду. Приготовили рис с чечевицей. Довольно долго шли по мокрому лесу, периодически лил дождь. Основательно промокли, когда добрались до первого озера. Вдали шумел небольшой водопад. Перекусили и пошли дальше. Через несколько часов добрались, наконец, до Зеркального. Это действительно одно из самых красивых мест, которые я когда-либо видел. К нашей радости выглянуло солнце и в идеальной водной глади отразились суровые горные скалы, покрытые снегом. Вокруг множество родников и маленьких водопадов. Мы решили сделать несколько фотографий на память, зашли на камень – и я упал с него прямо в озеро.

4 июля

Весь день шёл дождь, из палаток мы выходили только на завтрак, обед и ужин. Зато говорили обо всё на свете.

5 июля

После обеда дождь прекратился, и мы двинулись в путь, так и не посмотрев на все красоты Зеркального – одного из самых прекрасных мест Араданского хребта.

С тяжелыми и мокрыми рюкзаками мы забирались на перевал Гребневый. Был сильный туман, мы не видели ничего за десять метров от нас, только иногда где-нибудь проявлялись очертания скал.

Ширина самого перевала не более двух метров, там дуют сильные ветра, и хотя окрестные скалы весьма разнообразны и красивы, задерживаться там не хочется. Спуск в мокрую погоду с такого перевала - настоящее испытание на бдительность и осторожность, потому что камни очень скользкие и трава, как каток. Облака, которые были под нами, вдруг резко начали подниматься, и всё вокруг мгновенно превратилось в белую пелену. И тут, среди этой белой мглы я увидел единственное дерево в отражении озера, голубое небо над ним и непередаваемую игру тумана и света. Ощущение, что ты попал в какой-то другой мир. Даже плохая погода умеет удивлять.

У озера мы поставили палатки, под кедром развесили одежду на просушку. Было очень холодно, я вышел немного разогреться и тут услышал непонятный рык. Обернувшись, увидел метрах в 30-ти от себя большую медведицу с медвежонком. Я никогда раньше не видел медведей, меня сковал ужас, но к моему облегчению они сразу ушли.

6 июля

Опять тронулись в путь. Шли по бурелому и чуть не потеряли нашего четвероного друга — пса Дека, но к счастью он вернулся. Мы перешли речку Казыр-Суг, вышли на тропу, и тут наша группа разделилась — двое отправились обследовать ещё один маршрут, а мы продолжили путь домой.

У начала очень крутого подъёма вдоль водопада на перевал Снежный мы встретили первых людей — группу туристов из города Абакан. Перевал оказался очень красивым местом, с него видно все соседние хребты — Ергаки и Метугул-Тайгу. Здесь ещё весна, снег и некоторые цветы только-только начинают распускаться.

На стоянку мы остановились у слияния двух ручьев, среди кедров. Это был прекрасный вечер: нам наконец-то светило солнце, да и обратный путь всегда приятен.

7 июля

Сегодня мы наконец шли по ровной долине. Где-то рядом бродил медведь. Долина реки Араданки — настоящие джунгли из травы по грудь и разных деревьев. К обеду мы переправились через две горных речки и решили идти дальше. Взбирались по крутому склону настолько долго, что сил уже не было, шли на «автомате». Не передать радость, когда мы, наконец, дошли до ручья.

8 июля

День контрастов. Встретили марала — грациозное животное. Через некоторое время вышли на грунтовую дорогу, начались первые признаки близости людей. К последней высоте шли попеременно в лучах солнца или в каплях тумана. Не описать ту красоту, которая нем открылась. С одной стороны — хребет Ергаки, над которым нависли суровые грозовые тучи, с другой – залитый солнцем хребет Арадана. Я раньше не знал такого ощущения, когда действительно невозможно оторвать взгляд.

Когда вышли на дорогу, «людское» показалось диким: какие-то сооружения, автомобили. Но есть и блага цивилизации. Через час мы уже едем домой, и рюкзаки теперь несём не мы, а колёса. Ночью возвращаемся в залитый огнями Красноярск. Чтобы еще долго вспоминать дивный Араданский хребет.