Идеи, достойные распространения

Мне повезло: я не знаю, что такое «плохое» образование, которое оставляет тебя неудовлетворенным. Я училась в гимназии «Универс», где можно было самому выбирать предметы, отказываться от неинтересных дисциплин, общаться с преподавателями на равных и где главной образовательной целью было воспитание людей, свободно и без страха созидающих свою жизнь. Такая школа и была для меня нормой.

Поэтому меня невозможно удивить какими-либо образовательными инициативами.

Но проблема в том, что «нормальные», в моих глазах, образовательные стратегии не популярны, и мне редко удавалось встречать нечто подобное во взрослой преподавательской жизни. Тем более удивительна была та встреча, которая произошла этим летом в Москве.

Во время Летней школы Благотворительного фонда В. Потанина, куда я попала как победитель конкурса «Преподаватель онлайн», мне была предоставлена возможность выступить на конференции «Учить и учиться по-новому».

Вот эта конференция и стала той самой образовательной встречей.

Конференция проводилась в формате TEDx. TEDx — индивидуально организованное мероприятие по лицензии TED.

TED — аббревиатура, за которой стоят три слова —Technology, Entertainment, Design. Это тот круг тем, который определял первые выступления на конференции в 1980-е годы и за который формат TED уже давно вышел.

Что осталось неизменным? Колоссальный рост популярности формата.

Когда мне предложили выступить на мероприятии в формате TED, я не знала, что это такое. Но, заинтересовавшись этим вопросом, выяснила несколько весьма любопытных фактов.

• Видеовыступления, представленные на сайте www.ted.com, были просмотрены 800 миллионов раз.
• Мероприятия по лицензии TED проводятся в 133 странах мира.
• Деятели науки, политики, искусства жаждут попасть на международные конференции TED, готовы ожидать своей возможности выступить годами и совершенно не смущаются суммой организационного взноса в 7500 долларов.
• Сегодня просмотр видео с конференций TED — это обязательная часть практически любой лекции во всех ведущих американских университетах.

TED — это больше чем формат, это способ взаимообмена идеями в современном обществе.

На минуту представим себе, как выглядит со стороны любая традиционная конференция. Человек выходит на сцену и говорит. Проблема этой картинки, возникшей перед нашим внутренним взором, в том, что «человек говорящий» и «человек делающий» зачастую воспринимаются как антагонисты (он говорит, вместо того, чтобы что-то сделать). Такая же проблема зачастую связана и с отношением к преподавателю, воссоздающему ситуацию мини-конференции в каждой своей лекции. А отношение к этому отразилось в уничижительной поговорке, придуманной Бернардом ШОУ: «Кто умеет — тот делает, кто не умеет — тот учит».

Правила TED включают подбор таких ораторов, которых можно назвать «делатели». Оратор-«делатель» способен показать, как объединены слово и дело, и сделать так, чтобы само выступление стало событием.

Девиз конференции TED — «Идеи, достойные распространения». Цель — создать коммуникативное пространство, в котором люди обмениваются конструктивными, революционными, нестандартными и вдохновляющими идеями.

Мир способен измениться усилиями человеческого сознания, генерирующего идеи, и человеческой воли, обращающей идеи в поступки. В определённой степени конференция TED — форма протеста думающего и творческого сообщества людей против тех законов манипуляции сознанием и поведением, которые действуют в мире.

Популярность TED свидетельствует о том, как велика потребность людей во встрече с идеями, способными поменять их жизнь.
Интересно, что 80% мероприятия TED остаётся за кулисами. TED-подготовка обширна и включает многочасовые консультации, репетиции и тренировки. Профессионализм кураторов очень высок. Спикер готовится так, как если бы это была главная речь в его жизни.

Информационные технологии, которыми активно пользуется TED, также вносят существенный вклад. Выступления записываются несколькими камерами, во время глобальных мероприятий идёт прямая трансляция. Затем все видеоматериалы выкладываются в открытый доступ сети Интернет. Таким образом спикер TED адресует своё сообщение потенциально всему мировому сообществу. И от него зависит, сможет ли его идея изменить мир.

Начав разрабатывать сценарий собственного выступления, я познакомилась с «золотыми правилами» TED. Запомните их — в них секрет успеха любого выступления.

1. Поделитесь своей мечтой, открытием, тем, чем вы никогда не делились ранее.
2. Покажите искреннюю заинтересованность темой сообщения.
3. Говорите от первого лица, представьте свой научный опыт как главное событие своей жизни.
4. Расскажите историю.
5. Будьте готовы продемонстрировать свою уязвимость и рассказать о своих поражениях.
6. Продемонстрируйте своё чувство юмора; смех — важный способ соучастия аудитории.
7. Не читайте, рассказывайте.
8. Не поучайте.
9. Помните, что каждая минута вашего выступления — это минута жизни ваших слушателей: не крадите их время.

В соответствии с ритуалом TED наиболее удачные выступления принято приветствовать аплодисментами и стоя. На нашей конференции был сделан ещё один ход: студентам-слушателям раздали яркие карточки, на которых было написано «Познавательно!», «Вдохновляюще!» и «WOW–мозг!». После каждого выступления проводилось своеобразное голосование, которое выявляло, какое впечатление на слушателей произвели идеи оратора.

Демонстрация собственного отношения делает человека непосредственным участником события.

Идеальный персонаж — TED-Person, одежды которого примеряет на себя каждый выступающий, должен совмещать в себе качества учёного, бизнесмена и кинозвезды, т.е. обладать знаниями, опытом, умением представить свои достижения в выгодном свете и харизмой, обеспечивающей внимание к каждому слову. Согласитесь, ни одно из этих качеств не помешало бы при создании идеального персонажа «Преподаватель».

Нам на конференции был предложен лимит в 11 минут, а самое продолжительное выступление TED не может превышать 18 минут. Почему? За этим стоят психологические обоснования. Удержание внимания аудитории традиционно ограничивается временным отрезком в 20 минут. И TED концентрирует весь поток аудио-визуальной информации именно в этот временной промежуток.

По своему опыту могу сказать: в определённый момент «урезания» собственного материала ты открываешь для себя творческий характер этого действия — найти наиболее действенные, убедительные и точные слова, выбрать наиболее ёмкую форму для своего содержания.

О чём говорят на конференциях TED? Если вы посмотрите на список самых просматриваемых выступлений, то увидите, что наиболее привлекательны речи, в которых главной темой становится творческая личность и её безграничные возможности. Идентифицировать себя с этой личностью стремится каждый человек.

Британский эксперт в вопросах образования, автор программ внедрения искусства в образование сэр Кеннет РОБИНСОН (12.679.868 просмотров) рассказывает о том, как школы убивают креативное начало в человеке. Популярность видео свидетельствует, что многие согласны с этим утверждением. А ещё больше они согласны с главным тезисом Робинсона — необходимо использовать в образовании такие технологии, которые раскрывают творческий потенциал человека.

Выступая в одном из ведущих университетов мира — Стэнфорде, основатель корпорации Apple Стив ДЖОБС (9.082.541 просмотр) выбрал, казалось бы, парадоксальную тему для начала своего выступления. Он рассказывал студентам о том, что дало ему… отсутствие высшего образования. И оказалось, это — свобода выбора образовательного направления и ощущение себя субъектом образовательного действия. Джобс утверждал, что сила человека — в способности постоянно чувствовать себя в начале познавательного пути.

Моё собственное выступление на конференции TEDxYauzaRiver в Москве называлось так: «Образовательная сила искусства, или Чему искусство может научить своего зрителя?». Сегодня оно представлено на портале youtube.com и на сайте tedpeople.ru.

Цель моего выступления состояла в том, чтобы доказать: искусство является эффективным способом познания человеком самого себя и мира внутри и вокруг нас.

На материале анализа одного произведения живописи — картины «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём?» Поля ГОГЕНА — я стремилась показать, как искусство сообщает нам нечто важное о нас самих, как демонстрирует устройство мира и наше место в нём. Оно последовательно разрушает стереотипы деления жизни на этапы детства, зрелости и старости. Напротив, оно даёт человеку почувствовать свою вечную молодость в диалоге с миром. Произведение искусства выступает как познавательный провокатор и непревзойдённый наставник в образовательном процессе самоопределения.

Что значит «учить по-новому»? Подавать учебный материал как историю своей жизни и одновременно показывать, как этот материал лично связан с жизнью студента. Формат TED создавал идеал «учителя», который представляет собой учёного-энтузиаста, не разделяющего любимое дело и профессию. Учить по-новому — это значит быть готовым раскрывать свой творческий потенциал (научный, педагогический, личный) и вдохновлять студентов на ответное творчество.

Многие преподаватели (в том числе из МГУ, РГГУ), как и я открывшие для себя TED, с восторгом утверждали, что это — единственно правильный способ подачи лекций, готовых стать событиями — как в жизни преподавателей, так и в жизни студентов.

Что значит «учиться по-новому»? Понимать, что учебный материал предназначен не для запоминания и «сдачи» в форме экзамена, а всегда — для самоопределения. Учиться по-новому — значит осознавать себя автором собственного образовательного проекта и уметь использовать каждую учебную ситуацию как средство в реализации этого проекта. Верить в себя и в собственные творческие возможности.

Россия сегодня находится в числе тех стран, где формат TED только набирает популярность — но быстрыми темпами. Первое мероприятие TEDx прошло в Перми в 2009-м. И сегодня TEDxPerm — это конференция, которая ежегодно проводится в рамках Пермского экономического форума. В 2011 году, например, она проходила под девизом «Жизнь без границ», и профессионалы из самых разных областей рассказывали об искусстве идти своим собственным путём и раздвигать границы, добиваясь, казалось бы, невозможного.

В 2010 году в Москве была создана организация TEDxVorobyovyGory, которая сегодня занимается проведением лицензионных мероприятий TED в России. К этому времени «TEDx Воробьёвы горы» организовали 19 лицензированных конференций, 3 трансляции TED, 30 событий формата TED.

Тематика российских конференций в целом соответствует всеобщему духу TED. В сентябре 2011 года на конференции TEDxKrasnogorsk «Среда обитания» научный руководитель Института развития образования ВШЭ Исак ФРУМИН говорил об образовательной среде обитания. О способности организатора образовательного пространства (включающего расстановку парт и стульев, характер плакатов на стенах аудиторий) посмотреть на него глазами ученика, студента.

В апреле 2012 года на мероприятии TEDxYauzaRiver «Культура в действии» маркетолог Виктор ТАМБЕРГ рассказывал об идее арт-брендинга территорий. Поскольку культура — главный способ самоидентификации человека, то именно культурные арт-объекты могут выступить настоящими визитными карточками отдельных городов и территорий России.

Опыт виртуального посетителя конференций TED есть у каждого студента американского университета, а большинство имеет также опыт реального слушателя, поскольку индивидуальные TEDxEvents регулярно организуются в самих университетах.

Сегодня в ведущих университетах всё более востребованной становится модель динамичного образовательного пространства, в которой не остаётся места лекционно-семинарской форме обучения. Посещение конференции TED через просмотр видеовыступлений даёт возможность студенту самому «выбирать учителя» — конкретного спикера, говорящего с ним о жизни, творчестве, науке или гражданской позиции.

Распространение конструктивных, созидательных идей максимально эффективно в ситуации высшей школы, когда романтическая вера в свои силы и будущие свершения неотделимы от человека-студента. Дать опыт общения с теми, кто также верил в себя и кого реально ждал успех, — весьма продуктивно. Студент получает опыт, вдохновляющий на индивидуальное научное, общественное, художественное творчество.

Для Сибирского федерального университета проведение мероприятия формата TED могло бы стать значительным событием, которое укрепит значение университета в мировом образовательном и научном сообществе. Но главное — мероприятие могло бы стать местом встречи таких преподавателей и студентов, которые знают, что значит учить и учиться по-новому.

Динамичность образовательного пространства современных университетов связана также с распространением онлайн-технологий обучения. Формат TED в качестве своей главной трибуны сделал именно сайт.

Сайты учебных дисциплин, индивидуальные сайты преподавателей — это новые специально организованные образовательные «места». Образовательный процесс теряет связку с временными нормативами и позволяет человеку-студенту ощутить себя хозяином своего образовательного времени. Выход в индивидуальную среду обитания — ведущая тенденция в образовании.

Мой собственный сайт уже создан и функционирует —arteducation.professorjournal.ru, и те студенты, у которых я веду занятия по истории искусства, им пользуются.

Посетителям сайта предлагается освоить технологии визуального мышления и вступить в диалог с произведениями изобразительного искусства. Тем самым весь сайт постоянно работает как обращение к широкой зрительской аудитории, убеждающее, что искусство может позволить человеку раскрыть самого себя и по-новому взглянуть на свои отношения с миром.

Мария ТАРАСОВА, кандидат философских наук,
доцент кафедры искусствоведения ГИ СФУ

Похожие материалы