Научные сказки становятся былью

Мне кажется, любое событие нашей жизни похоже на пазл. Чтобы понять и оценить случившееся, нужно сложить воедино свои и чужие впечатления, визуальные образы, целенаправленные беседы и случайно пойманные фразы, особые выражения лиц... «Неделя нанотехнологий» в СФУ состоялась. Фрагменты интервью-экскурсий-лекций рассыпаны в памяти. Самое время их собрать.

Алмаз-неваляшка и графитовые соты

Первого октября началось то, к чему Сибирский федеральный университет готовился совместно с Министерством инвестиций и инноваций Красноярского края более полугода. В холле библиотеки СФУ неожиданно тихо — все уже спустились на цокольный этаж. Ни суеты, ни официоза. Сотрудники работают в обычном режиме, в читальных залах занимаются студенты. Если бы не видеосъёмка и не вспышки фотокамер, было бы совершенно повседневно, но!

Губернатор Лев КУЗНЕЦОВ такой же, как на экране телевизора — то есть его узнаёшь сразу. Правда, не каждый день увидишь, как значимый политик и медийная персона ходит по выставке «Смотрите, это НАНО!» в окружении школьников — учащихся физико-математической школы СФУ и гимназии № 13. Ходит и интересуется каждым экспонатом, привезённым сотрудниками компании «РОСНАНО». Слушает пояснения экскурсовода — молодого парня, магистра, приехавшего из Москвы, чтобы, во-первых, провести самую первую экскурсию по выставке, и, во-вторых, научить наших студентов-волонтёров работать в интерактивном режиме со школьниками.

Что бы вы сделали, если бы увидели сетчатую суперпрочную наноткань, изготовленную из сажи? А тупоносую лаково-чёрную пиранью, сделанную из обломков болида Формулы-1? Вот и губернатор не удержался — осмотрел представленные арт-объекты, взвесил на ладони прочную, нержавеющую и удивительно лёгкую пластиковую арматуру, поучаствовал в раскручивании кристаллоподобной «неваляшки», выписывающей круги на полу. Кстати, судя по вопросам и комментариям, возникшим в ходе экскурсии, Лев Владимирович в курсе новых тенденций в развитии нанотехнологий и физику с химией в школе учил не для «галочки».

На открытии присутствует проректор по науке и международному сотрудничеству Сергей Владимирович ВЕРХОВЕЦ. Он стоит неподалёку от стола, за которым школьники рисуют «вещь будущего», как они себе её представляют. На столе — россыпь фломастеров, карандашей и крошечных полосатых конфет, похожих на ластики.

Дети рисуют как дети: сначала крупными буквами выписывают имя-фамилию-класс на листке, потом надолго задумываются, выпадая в им одним ведомые измерения, возвращаются с идеями и воплощают их в страшной спешке — отведённое на рисование время уходит! Напоминающий лоскутный мяч «Летающий автобус», парящий над деревьями слоистый «Летающий город», похожий на смартфон «Прибор «Назад в прошлое»», позволяющий исправить некогда совершённые жизненные ошибки, — успеваю «поймать» краем глаза созданные школьниками образы, прежде чем меня знакомят с приглашённым лектором, Евгением Адольфовичем КАЦЕМ, профессором университета имени Давида Бен-Гуриона в Негеве (Израиль). О профессоре — отдельный разговор, тем более что уже пора на его первую лекцию. Я привыкла считать себя чистым гуманитарием: вот и проверим, пойму ли я, что такое нанотехнологии и фуллерены, и что общего у графита и пчелиных сот.

Такой угарный газ

Идёт второй день выставки. Сижу в актовом зале библиотеки, пытаюсь конспектировать лекцию Евгения Каца. Студенческие навыки не утрачены, но гораздо интереснее изучать школьников и студентов, занявших соседние кресла. На первых, ближних к сцене рядах, — тишина. На последних, как водится, засилье громких парней спортивного вида. Лектор не пытается пробить шумовую завесу, он просто рассказывает (не в микрофон, вживую) и показывает. Вначале демонстрирует изображение диснеевского гнома. По-гречески гном-карлик звучит как «nanos» — нано. Далее следуют цифры-формулы-степени, но за цепью рассуждений несложно уследить.

«Что такое углерод?» — спрашивает лектор у зала. «Газ?» — робко предполагает девичий голос откуда-то из середины. «Газ-газ…угарный» — веселятся на последнем ряду. То ли забыли, что угарный газ всё же является оксидом углерода, то ли очень нужен повод для смеха.

Когда речь заходит о графите, в поле зрения возникает молодой человек Никита в строгом сером костюме и в очках. Точнее описать не могу, но, забегая вперёд, скажу — именно ему, одному из немногих и единственному среди школьников профессор КАЦ подписал и подарил свою новую книгу. За правильные вопросы и хорошие ответы, за то, что Никита один из почти ста пятидесяти человек помнит свойства кристаллической решётки и знает, что такое связь Ван-дер-Ваальса.

Следующее визуальное впечатление — фото пчелиных сот. Учительница, сопровождающая группу школьников, тихо умиляется полосатой мохнатости запечатлённых насекомых. Я запоминаю, что геометрически структура графена напоминает медовые соты.

Почувствуй себя Жанной Д’Арк

«Ребят, вы как тут оказались?» — семь-восемь студентов, собравшихся вокруг стола, за которым в день открытия рисовали школьники, отвлекаются от вживания в роль экскурсоводов. Егор АНУЧИН, магистр ИЭУиП СФУ, рассказывает, как решил принять участие в выставке в качестве волонтёра. Он уверен в своих силах: «Мы все — люди с высшим образованием, к тому же нас вчера весь день готовили, рассказывали подробно о каждом экспонате выставки. И психологию большинство из нас изучало, так что больших проблем со школьниками и студентами не возникнет». Действительно, больших проблем нет. Только предательское волнение и неловкость в самом начале экскурсии.

Анастасия ТАРАСЕВИЧ, третьекурсница ИИФиРЭ СФУ, проводит экскурсию первой. Её слушают и, видимо, ей доверяют. Получается, что ошибаясь или же находя верный ответ, она учится вместе со старшеклассниками Сибирякской средней школы Емельяновского района. Заместитель директора по воспитательной работе Марина Анатольевна ПУГАЧЁВА, сопровождающая школьников, довольна: «Главная задача у наших ребят — лучше узнать СФУ, понять, как сюда можно поступить. И про нано многие из них услышали впервые, хотя очень хорошо успевают по химии. Я сама сейчас пойду и рассмотрю всё по порядку — вот, «женские кирпичи», например…».

По остроумному замечанию экскурсовода Анастасии, большинство экспонатов выставки действительно созданы женщинами. Самым бойким слушателям очень хочется проверить, правда ли не намокает и не горит сшитая из особой структурированной наноткани «Одежда Жанны Д’Арк». Увы, экспонат существует в единственном экземпляре, и ему предстоит ехать в следующий город, и мы верим нашей рассказчице на слово. Зелёное одеяние, напоминающее одновременно свитер и кольчугу, продолжает висеть на манекене, обещая, что в недалёком будущем нам не придётся переживать о забытом дома зонтике.

Будущее рождается сейчас

День седьмой. Выставка. «Ух, ты, бронежилет!... А его пули не пробьют? Да? А если будут палить в голову из «Калашникова», тогда что? Придумают нанокаску?!», — третьеклассники окружили экскурсовода, галдят, как стайка скворцов. Вот они тянутся к «усиленной» наноматериалом деревянной линейке, призванной изображать автотранспортный мост, осторожно трогают зубы «болидовой» пираньи. Места мало, любопытства — через край. Всё интересное — вот оно, можно покрутить в руках, попытаться заглянуть в сердцевину. Эффект лотоса? Вот вам зелёный глянцевый лист с перекатывающейся в середине каплей воды: лежит в стеклянной плошке — потрогай. Нанотехнологии в природе? Вот вам шустрые геккон и лягушка, демонстрирующие с видеоэкранов свои способности.

«Подарите наноткань, я её дома постираю — намокнет?». «Павлова, отойди, а? Где я ещё такой кирпич увижу?..».

Я выключаю диктофон и с сожалением понимаю, что пора уходить. Студенты-экскурсоводы со своей задачей справляются на «пятёрку». Нанотехнологии благодаря им и, конечно же, лекторам — сотрудникам СФУ и других вузов города — выкроившим в своём графике время для просветительской работы, перестали быть красивым словом и стали реальностью.

Выставка сработала. Мне же хочется обратиться к коллегам — студентам, молодым учёным, сотрудникам нашего вуза. Проект Музея науки и инноваций, разрабатывающийся Научно-образовательным центром молодых учёных, очень нуждается в поддержке. В заинтересованных, горящих людях, готовых устраивать такое вот «нескучное обучение» — действенное, интерактивное, — хотя бы раз в месяц. Сходите на выставку, если вы её ещё не посетили. Подбросьте в ладони невесомый кирпич из стеклянной пыли. Посмотрите на детские рисунки вещей, которые, быть может, скоро станут нашей с вами новой реальностью. Давайте сделаем так, чтобы «трогательный» музей инноваций появился здесь, в СФУ. Это же наши с вами дети кричат на выставке РОСНАНО от восторга. Пробуя, запоминая, понимая.

Татьяна МОРДВИНОВА
Фото ко всем материалам рубрики Владимира МАЛЬЦЕВА и Татьяны БЕЛЯНИНОЙ

Похожие материалы