ЕниJazzFest — вторая попытка

Второй год красноярский джазовый фестиваль проходит под новым названием и в новом формате, предусматривающем, в частности, тесное сотрудничество с СФУ. Плоды этого сотрудничества налицо: во-первых, стало больше студентов, слушающих джаз, во-вторых, увеличилось число студентов, играющих джаз (или нечто джазообразное).

В канун открытия фестиваля Центр студенческой культуры СФУ провёл отборочный концерт молодёжных джазовых ансамблей города, выявивший текущий творческий потенциал таких коллективов. Как член экспертного совета фестиваля могу констатировать, что в состязании со сверстниками других учебных заведений (Академии музыки и театра, Аэрокосмического университета, Колледжа искусств и т.д.) ребята из СФУ выглядели вполне достойно, а прошедшие отбор ансамбли с успехом выступили во втором фестивальном концерте, почти целиком отданном студенческому джазу.

А в первый день на сцене была команда выдающегося российского пианиста и композитора Леонида ВИНЦКЕВИЧА, много лет разрабатывающего концепцию «джаза по-русски» (с использованием материала фольклорных мелодий центрально-чернозёмного региона России). Прежде именно такой подход приносил ему международный успех — сначала в дуэте с эстонским тенор-саксофонистом Лембитом СААРСАЛУ, а затем в ансамбле с собственным сыном, талантливым альт- и сопрано-саксофонистом Николаем ВИНЦКЕВИЧЕМ. Но в последнее время у Леонида и Николая появились американские партнёры — известный барабанщик Джоэл ТЕЙЛОР, не менее известный басист Кип РИД и хорошо знакомая красноярцам вокалистка Ив КОРНЕЛИУС. Музыка от этого не стала ни лучше и ни хуже, она просто стала несколько другой — более приближенной к международному стандарту джаз-рока. Разумеется, только сам музыкант вправе устанавливать для себя те или иные стилистические и жанровые приоритеты, но мне как слушателю такая перемена показалась менее интересной, чем то, что я слышал раньше.

Второй концерт фестиваля, отданный молодым исполнителям, поначалу не сулил особых открытий: почти вся музыка исполнялась на одних и тех же инструментах (электрогитары, электронные клавишные и громкие ударные) и примерно в одном стиле (всё тот же джаз-рок), поэтому появление саксофонистки Виктории ЗЫБИНОЙ (СФУ, группа The Bittersweet Cake) внесло оживляющее разнообразие в общую картину (тем более, что играла Виктория очень хорошо). Но далее, вплоть до выхода на сцену самобытного ансамбля из Тувы и Железногорского UH Brass Band, публику радовали только отдельные вокалисты. Особенно следует отметить юную Елизавету ДРОЗД (эта девочка, помимо красивого, хорошо поставленного голоса, обладает редким импровизационным дарованием, отлично держится на сцене). Темпераментно, с настроением и хорошим знанием жанра ритм-энд-блюз пела Кристина РЕЙН (СФУ), слаженно и лирично звучала акапельная группа «Лунный свет» (Колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича), немало позабавила слушателей Мария ХОРОШКО из «Трио Ром» (Колледж искусств…), исполнившая соло на… расчёске в сочетании с голосовой импровизацией.

Очень хорошей точкой в программе этого вечера стало выступление брасс-бенда из Железногорска: соскучившаяся по духовым звучаниям публика овацией наградила композицию Херби ХЭНКОКА «Хамелеон», где наряду с традиционными трубой, тромбоном и саксофонами неожиданно, но очень естественно прозвучали две валторны. В связи с этим хочется спросить, отчего студенты так «зациклились» на гитарах, почему в таком небрежении у них традиционно джазовые труба, тромбон и саксофон? Скажут «Не у кого учиться». И это будет неправдой: второй год с СФУ сотрудничает один из лучших саксофонистов Сибири, лауреат многих конкурсов и фестивалей Игорь УСТИНОВ. Судя по участникам нынешнего фестиваля, учеников у него немного. Если бы появились начинающие трубачи, то в Красноярске есть незаурядный исполнитель и отличный педагог Пётр КАЗИМИР, который, возможно, согласился бы с ними работать (работал же он с духовиками Кызыла — и результат был прекрасен).

На заключительный концерт любого фестиваля обычно приберегается что-нибудь особенно «вкусное». Но в данном случае целое отделение занял оркестр ударных инструментов, коллектив, конечно, очень профессиональный и почтенный, но всё же непонятно, какое отношение имеющий собственно к джазу. Руководитель Sibirean Percussion Сергей ГАЗИЗУЛИН, видимо, ощущая своеобразный комплекс джазовой неполноценности, ввёл в состав гитару, скрипку и даже целую духовую группу, отчего оркестр не стал классическим биг-бендом, утратив при этом жанровую чистоту, знакомую нам хотя бы по творчеству ансамбля Марка ПЕКАРСКОГО. В этой межеумочности — причина ощутимой противоречивости выступления талантливого и самобытного коллектива.

Зато всё второе отделение публику удивлял, интриговал, завораживал и восхищал «человек-оркестр» Борис САВОЛДЕЛЛИ, чей эксцентричный вокал в сочетании с электроникой порождал совершенно небывалые звуковые ландшафты.

Как видим, три дня ЕНИJAZZ, в ходе которого, помимо концертов, были и лекции, и видеопоказы, и мастер-классы, превратились в масштабный праздник джаза, доказавшего свою способность нравиться всем, в том числе и молодым людям, ранее почему-то уверенным, что это «не их музыка».

Владимир ВАСИЛЕНКО
Фото Бориса БОРОДУШКИНА

Похожие материалы