Эволюция образования
Из жизни профсоюза
В октябре 2012 г. в Госдуме прошли слушания в первом чтении законопроекта «Об образовании».
Екатерина СИДОРЕНКО
Новый закон должен заменить два базовых «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и в 1996 годах. В законопроекте определены восемь уровней обучения. Среди них два уровня среднего образования и три высшего. Кроме того, подробно расписаны особенности сетевого и электронного получения знаний и закреплены социальные гарантии педагогам и обучающимся.
Законопроект неоднократно обсуждался на заседаниях профкома СФУ. Своими силами с учётом всех пожеланий студенты сформировали ряд поправок, которые были направлены в Госдуму.
По мнению ППОС СФУ, последняя редакция, по сравнению с предыдущими версиями законопроекта, проходившими общественные обсуждения, является более структурированной. В законопроекте закрепляются современные требования к обучению, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм и методов работы, а также использование современных технологий.
Но всё же, на взгляд профсоюзной организации студентов, на сегодняшний день до сих пор существуют пункты, недостаточные для полноценного развития системы образования. Нами был выдвинут ряд поправок, которые необходимо отразить в законопроекте. В частности:
1. Усиление социальной защищённости обучающихся в части их стипендиального обеспечения. Предыдущие версии законопроекта содержали требования к порядку формирования стипендиального фонда, предоставляемого образовательным организациям профессионального образования, устанавливая его минимальный размер. Это позволяло не вносить постоянные изменения размера стипендии. В текущей редакции законопроекта отсутствует регламентация минимального уровня стипендиального обеспечения, что фактически снимает законодательные гарантии установления размеров стипендиальных нормативов.
2. Установление норм, связанных с предоставлением и оплатой проживания в общежитиях. В предлагаемой редакции законопроекта отсутствует регламентация максимального размера оплаты за проживание в общежитии за счёт средств федерального бюджета, что ухудшает положение студентов по сравнению с действующим законодательством, где такая регламентация есть. Необходимо восстановить норму, связанную с установлением размера оплаты за общежитие в зависимости от размера стипендиального обеспечения. Предлагаемое законопроектом квотирование мест для социально незащищенных студентов не гарантирует заселение всех к ним относящихся. А ведь указанные категории должны обеспечиваться местами в общежитиях в обязательном порядке — при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у образовательной организаций.
3. Формирование в законопроекте термина «самоуправление обучающихся», включающего в себя его многовариантность — от школы до обучения в аспирантуре. При этом необходимо разделять органы самоуправления, оставляя обучающимся право на выбор любой формы их проявления.
Екатерина СИДОРЕНКО, председатель ППОС СФУ