Время города берёт

Тема прошедшего VIII Красноярского городского форума — «Новое качество городской среды» — как никогда, зацепила интерес горожан. Проблема была лишь в том, что хотелось получить представление обо всём обсуждавшемся на 16 дискуссионных площадках: новый генеральный план города, борьба за право проведения Универсиады-2019, логистика, брендирование, вступление в ВТО… Кроме того, всё это разворачивалось в стенах библиотеки СФУ, что накладывало дополнительную ответственность: свой завтрашний день город связывает с университетом, и актуальное для города в скором времени станет задачкой для нас... И всё же мы остановились на самом, с нашей точки зрения, главном — генплан Красноярска и образовательные тренды. Именно на эти площадки отправился наш корреспондент.

Представитель архитектурного бюро КСАР (Нидерланды) Ван Ден БОРН никак не мог взять в толк, что хотел услышать от него российский коллега, задавая вопрос: «Где должна быть выше плотность застройки: в Красноярске или в Гамбурге?». Пожалуй, с таким же успехом гостя из Нидерландов можно было спросить, что он думает по поводу: «…доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?..».
Хотя если вспомнить эпоху Петра I... Из иностранных подданных именно голландцам проще понять, что происходит с российскими городами: проводя крупномасштабные реформы в стране, русский царь использовал их опыт.

Так или иначе — факт остаётся фактом: совместно с департаментом градостроительства Перми голландцы разработали и применили в этом городе стратегический мастер-план (ступень в формировании градостроительного плана).

Представители архитектурно-градостроительного сообщества нашего города, учёные ИАД СФУ, экономисты, бизнесмены, журналисты в минувшую пятницу на VIII Красноярском городском форуме дискутировали на тему: «Новый генеральный план Красноярска». Разговор запоздал лет на 20.

Поди туда — не знаю куда…

«Сегодня в нашей стране ни у кого — ни у федеральной власти, ни у руководителей регионов, ни у руководителей городских муниципалитетов, ни у экспертного сообщества, ни у самих горожан — нет чёткого и однозначного понимания, какими именно должны быть российские города, в каком направлении они должны развиваться, какие шаги необходимо предпринять для этого в первую очередь» (из Национального доклада ОАО «Гипрогор»).

Принятый недавно Градо­строительный кодекс РФ затрагивает лишь узкий круг в основном архитектурных вопросов.

В результате большинство городов России вообще не имеет приоритетов развития. Остаётся только копировать иностранный опыт. Но разница в государственном устройстве, во взаимоотношениях между городами и центральной властью настолько велика…

— Генплан — стратегический документ, он должен постоянно проходить процедуру мониторинга. Надо понимать: угадали мы или нет? Может, экономика изменится через 10 лет, появятся новые технологии, поэтому нужно успевать реагировать, — поясняет Александр Павлович ВИКТОРОВ, представляющий на форуме национальное объединение проектировщиков (г. Москва), эксперт гильдии управляющих и девелоперов. — А если мы будем каждый раз согласно Федеральному закону 94-ФЗ объявлять конкурс на генплан, потом на его корректуру, а потом ещё раз на корректуру, то это ни к чему хорошему не приведёт.

Генпланом должна заниматься одна организация, хорошо знающая город и его проблемы. Её задача — своевременно отслеживать все изменения во времени. Во многих странах так и делается: есть городская структура градостроительного регулирования и никаких конкурсов!

— Александр Павлович, почему города России «вспомнили» о генплане с таким опозданием?

— Проблема в том, что в 90-х годах мы все ринулись в рынок, закрыв уши, глаза, отключив сознание. А сейчас поняли: рынок нас не рассудит, нужно планировать свою жизнь, но не до гвоздя, конечно, как во времена СССР, а хотя бы в самых общих параметрах, пытаясь предвидеть, как мы будем жить через 5, 10 и более лет.

Наши представления о том, что будет, скажем, через два десятилетия, могут быть и ошибочными, поэтому отслеживать ситуацию надо постоянно. Ведущий этой площадки форума почему-то решил, что в генплан входит всё: домики, дорожки, благоустройство — ни в коем случае!

В генплане должны быть основные позиции, функциональное зонирование города: где мы живём, что делаем, где развиваем промышленность, а где жильё; зоны отдыха, транспортная система, инженерные ресурсы и т.д. Если генпланом определена конкретная функция на определённой территории, то человек обязан подчиняться. Никто не имеет права потребовать строительства жилья на территории промзоны, например.

Красиво жить не запретишь…

Чем всё-таки полезен западный опыт российским городам? Господин Ван Ден Борн выделил основные принципы голландской концепции: средняя высотность строительства, сбалансированная система различных видов транспорта, качественное жилье, полноценные общественные пространства и т.д. Все эти принципы могут быть использованы только в комплексе. Гость проиллюстрировал свой рассказ примерами градостроительных проектов в Гамбурге и в Сан-Себастьяне. «Не обязательно начинать строительство за пределами городской черты, мы предлагаем посмотреть внутрь города и понять, какие площади есть в нём, как можно по-новому их использовать», — сообщил он.

Компания КСАР придерживается принципа квартальной застройки, которую с лёгкой руки голландских коллег применили и в Перми. А чего стоит только создание велосипедной сети в городе! «Компактность города стимулирует повышение мобильности и перераспределение пользователей различных видов транспорта. В транспортной системе нами были сформированы продольные и радиальные связи, обеспечившие улучшение системы общественного транспорта и улично-дорожной сети», — рассказал Ван Ден Борн. Кстати, в Перми уже применили и то, о чём так долго говорят в Красноярске — полностью выделенные трамвайные полосы. С точки зрения эффективности общественного транспорта опыт себя оправдал, но недовольными остались автомобилисты.

Ван Ден Борн подчеркнул необходимость участия жителей города в формировании генерального плана, значимость диалога власти и горожан. Резюме? Опыт Европы помогает понять, как удобнее организовать свою жизнь.

Однако генеральный директор ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» Михаил Юрьевич ГРУДИНИН призвал изучать не только зарубежный опыт, но и наш, российский. Есть города, где можно поучиться жилищной политике. Например, Белгород с его эффективной системой ипотечного кредитования. Любопытный опыт в Нижнем Новгороде — там запустили канатную дорогу. «В неё поначалу никто не поверил, — рассказывает Грудинин, — а это живая дорога, она действует, вполне реальный элемент транспортной инфраструктуры».

Руководство к действию

«Генплан не догма, а руководство к действию, — заметил в своём докладе Валерий Иванович КРУШЛИНСКИЙ, директор АНО «КРАСНОЯРСКНИИПРОЕКТ», профессор кафедры архитектурного проектирования ИАД СФУ. — Главная задача генплана — работа над ошибками, потому что город растёт. В Москве и Санкт-Петербурге есть институты, специализирующиеся на проектировании генпланов. У нас такого института нет, а зря. Должна быть в миллионном Красноярске контора, которая собирает городские проблемы, переваривает их и кладёт на стол мэру. Главная проблема нашего города — это некомплексность. Построили один микрорайон, а там ни поликлиники, ни детсада. Так не должно быть. А у нас человек из микрорайона Солнечный везёт ребенка в детсад на другой конец города, скажем, в Академгородок. Отсюда вытекает ещё масса проблем, в том числе транспортная. Считаю, должна быть рабочая группа, которая разработает стратегию генплана, а дальше надо решать проблемы».

«Особенно интересно мне было услышать про опыт Перми, потому что город подобен Красноярску, промышленный, с интересной историей, — отметил глава Красноярска Эдхам АКБУЛАТОВ. — Наша общая проблема в том, что в Красноярске как такового планирования нет уже на протяжении нескольких десятилетий. Это привело к серьёзным проблемам. Сегодня необходимо внести порядка 50 миллиардов рублей одномоментно, чтобы построить необходимые объекты социальной сферы, которые нужны горожанам. Именно отсутствием планирования порождены эти проблемы».

Развитие краевого центра, по мнению Эдхама Шукриевича, напрямую связано с эффективностью производств, которые будут работать на территории города. «Мы находимся в самом начале пути и сегодня вряд ли можно ожидать ответа на вопрос, как сформулировать задание на разработку нового генплана города, — сказал Акбулатов. — Я считаю, что этот диалог должен продолжаться, а форум — это начало большого разговора, но его нельзя вести бесконечно.

Я думаю, что к концу первого квартала следующего года мы должны, обсудив, уже иметь чёткое задание на разработку стратегических документов».

Командный подход

Итог дискуссии: стратегия Красноярску нужна. Но вопрос — как к ней идти. Можно по пермскому пути — создав некое муниципальное бюджетное предприятие, координирующее процесс. А можно — организовав постоянно действующую рабочую группу на кафедре градостроительства ИАД СФУ, где сосредоточен градостроительный архитектурный потенциал, или на базе ОАО ТГИ «Красноярскгражданпроект» (возможны другие варианты).

Ясно одно — необходима мультидисциплинарная команда, способная рассматривать широкий спектр вопросов. И процесс этот должен быть прозрачным для всех горожан: сайт в Интернете и помещение, где красноярцы могут познакомиться с интересующими их документами. А то пока публичные слушания по изменениям генплана и планировкам территорий в Красноярске — это собрания узкого круга людей, про которые большинство горожан не подозревает...

Самые благие инициативы власти уйдут в песок, если не будут поняты и поддержаны большинством горожан. Поэтому городское развитие должно определяться не только архитектурно-планировочными решениями, но и сложнейшей системой договоренностей между муниципалитетом, бизнесом и городским населением (из Национального доклада ОАО «Гипрогор»).

P.S. Директор Института архитектуры и дизайна СФУ, профессор Сергей Михайлович ГЕРАЩЕНКО: «На заседании секции, к сожалению, не был представлен генплан, уже выполненный, откорректированный специалистами ОАО ТГИ «Красноярскгражданпроект» (корректировка плана Гипрогора 70-х годов). Но в целом я удовлетворён форумом. Это вообще первое мероприятие под эгидой мэра, где удалось собрать не только местных архитекторов, но и представителей Перми, Петербурга и даже зарубежья. Вопрос о генплане приобретает ещё большую актуальность в связи с возможностью проведения в Красноярске Универсиады-2019. Городу будут нужны спортивные объекты, гостиницы и многое другое».

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы