Дополнение к конспекту

Соглашение между СФУ и КрУДором о сотрудничестве с целью профессиональной подготовки специалистов для дорожно-строительного комплекса Красноярского края — уже не новость. А вот каковы будут последствия этого решения для университета, города и края, и — в первую очередь — для выпускников СФУ, рассказывает заведующий кафедрой автомобильных дорог и городских сооружений, доцент, канд. техн. наук, член-корреспондент РАЕН Вадим Вячеславович СЕРВАТИНСКИЙ.

— Наконец-то в министерстве транспорта состоялось серьёзное совещание, затрагивающее проблему подготовки студентов-дорожников в университете. Какие вопросы рассматривались?

— Специалисты КрУДора справедливо обеспокоены тем, что из-за перехода университета на двухуровневую систему подготовки количество теоретических занятий и практических работ у наших студентов не увеличилось, напротив — двигается в сторону уменьшения. Бакалавры, которые должны расцениваться как «готовые» специалисты, не вписываются в отрасль, не принимаются ею как полноценные сотрудники. Чтобы повысить их ценность на рынке труда, решено документально закрепить возможность получения студентами-дорожниками практических навыков на строящихся или действующих объектах Красноярского края. Отличная возможность — строительство четвёртого автомобильного моста через Енисей. Это крупный, знаковый для края проект. С него начнётся развитие кольцевых транспортных дорог Красноярска. Не мне рассказывать, как парализуют наш город ежедневные заторы: строительство скоростных магистралей, свободных от пешеходов и маршрутного транспорта, — лучшее лекарство в данном случае.

— Ваши студенты уже принимают участие в проекте.

— Да. И это не пятикурсники, как планировалось вначале. Это бакалавры, чья квалификационная работа уже будет связана с решением реальных проблем, существующих там, на стройке: мы надеемся, что студенты смогут предложить инженерные решения, которые войдут в проект строящегося сооружения в качестве поправок.

— Какие задания выполняют ребята на стройке?

— Они работают в бригаде мостостроителей, вахтовым методом. Я думаю, пройдут весь путь — от рабочего до мастера. У этих ребят индивидуальный план обучения: мы зачтём им практически освоенный материал и, в свою очередь, при помощи консультаций с преподавателями компенсируем знания, которые они не получат на стройке. Когда информация попадает в голову через руки, через лопату — это самый надёжный путь. Кстати, эти знания и навыки порой гораздо современнее, чем те, которые получают в учебных аудиториях.

— Каковы карьерные перспективы этих студентов?

— Главный инженер Мостоотряда № 7 сказал: «Ваших выпускников буквально оторвут с руками мостовые и строительные организации края», и я с ним соглашусь. Когда человек не просто образован, а практически подкован — это неоценимо. А наши студенты и диплом получат, и научатся заполнять исполнительную документацию, и побывают в лабораториях Красноярского завода железобетонных изделий. Между прочим, четверо ребят, работающих на строительстве моста, получают официальную зарплату. У них есть редкая возможность сочетать учёбу и работу, чтобы ни одна из составляющих не ущемляла другую.

— Планируете в ближайшее время отправлять своих студентов на другие объекты города и края?

— У меня на столе лежит письмо от государственного предприятия Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация» (ГП «КрайДЭО»), в котором предлагается обучить и трудоустроить наших студентов в сфере содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на территории Красноярского края.

В Красноярске актуальна проблема безопасности дорожного движения. Следить за этим можно при помощи нашей передвижной фотолаборатории. Кроме того, мы оказались единственной в крае организацией, способной обследовать дороги на предмет возможной транспортировки сверхтяжёлых ненормативных грузов. Наши специалисты (в том числе студенты) обследовали федеральную трассу от Минусинска до Кызыла и дорогу от Минусинска до Чадана (республика Тыва), выдали заключение и предложения по укреплению мостов. В следующем году планируется начать строительство улично-дорожной сети в Железногорске. Полагаю, без наших студентов дело не обойдётся.

— Каковы критерии отбора студентов для работы на таких серьёзных объектах?

— 17 студентов изъявили желание работать на строительстве четвёртого моста. Члены комиссии, в число которых вошли представители заказчика (КрУДор), подрядчика — Мостоотряда № 7 и университета, оценили представленные кандидатуры, выслушав каждого претендента. У нас было два главных вопроса: зачем вам это нужно, ребята, и сможете ли вы совмещать работу на стройке (и вдали от дома) с учёбой? Взяли лучших и наиболее мотивированных. Поскольку работа в Мостоотряде тяжела физически, кандидатуры девушек не рассматривались, но уже в 2013 году мы планируем уравнять шансы: КрУДор заинтересован в наших четверокурсниках для работы в лабораториях, там умным, прилежным девушками не будет равных.

Я вижу, что интерес к предлагаемому виду практики у наших студентов очень велик. Получается, СФУ обеспечивает их «учёбой с гарантией» — окончив вуз, ребята точно продолжат работать по специальности. На них не будут смотреть сверху вниз, поскольку они уже будут «бывалыми» специалистами в своём деле. Это дорогого стоит.

Я присутствовал на встрече с руководителем Управления наружной рекламы г. Красноярска: оказывается, наши студенты востребованы и в этой сфере. На кафедре автомобильных дорог и городских сооружений уже несколько лет ведётся научная работа по оценке насыщенности информационного поля водителя. Дипломниками найдены критерии, по которым можно оценить адекватность и удобство расположения знаков дорожного движения, рекламных щитов на улицах Красноярска. Обследован участок проспекта им. газ. «Красноярский рабочий» от остановки «Предмостная площадь» до остановки «Затон». Оказалось, около 40 знаков, воздействующих на водителя, необходимо срочно убрать для нашей с вами безопасности!

Как заведующий кафедрой я стараюсь дать возможность студентам, аспирантам заработать себе на жизнь. Понимаю, что без элементарного материального комфорта никакая учёба в голову не идёт. Если честно, я сам был не слишком прилежным студентом — не горел идеей дорожного строительства, пока на третьем курсе не отправился на практику в Магаданскую область, на Колыму. Верите или нет — мне так понравилось! Мы, студенты, сами запроектировали небольшой участок дороги, поняли, что значит работать «не в корзину», не ради оценки, а по-настоящему. Это в корне меняет восприятие. Я искренне желаю такого же ощущения собственной состоятельности и «незряшности» ребятам, строящим новый мост для Красноярска.

Татьяна МОРДВИНОВА

Похожие материалы