Пить, есть, быть

Замотанный в тряпьё французский гренадёр опустил в котелок с кипящей водой огромную мороженую ворону. А что ещё будешь кушать, если на старой Смоленской дороге достать еду практически невозможно: съестные запасы уничтожены полностью ещё при наступлении на Москву, маркитантки или убиты, или сами голодают, а сзади наступает на пятки бородатая конница атамана Платова…«Голодный француз и вороне рад» — гласит старинная русская поговорка.

Вы думаете, что читаете исторические хроники Отечественной войны 1812 года? Нет, это лекция по «Истории кулинарного искусства», которую изучают на первом курсе инженеры-технологи общественного питания и будущие специалисты ресторанного дела Торгово-экономического института СФУ. Именно так, «вживую», ребятам преподносится история питания, современный уровень которого они будут обеспечивать после окончания вуза.

А что ели жители осаждённого Ленин­града? А чем питались японские военнопленные, которые после окончания Великой Отечественной войны в нашем родном Красноярске были заняты на строительстве многих объектов? А чем кормили бойцов на передовой? Интереснейший материал! Но главное не в этом. Главное — так его преподнести, чтобы студенты-первокурсники начали гордиться выбранной профессией, чтобы курс сформировал мировоззрение будущих специалистов. А для этого нужно помочь им «пропустить через себя» получаемую информацию.

Вот одно из практических занятий — «Питание в блокадном Ленинграде». Студенты приносят реальные продукты в том количестве, которое выдавалось различным категориям граждан в голодающем городе, взвешивают и показывают всем блокадную пайку хлеба, дневную норму картофеля, крупы. После такой демонстрации горячо обсуждают, что можно сделать из этих продуктов, как и с чем съесть этот кусочек хлеба, чтобы насытиться… А когда в самом начале 5-летнего учебного марафона студент начинает задумываться над предметом своей профессии, то он по-другому оценивает те знания, которые ему преподносят преподаватели.
Традиционный диалог между преподавателем и студентами на лекции по теме «Исторические аспекты массового питания в Красноярске в 18-19 вв.».

— Вы знаете старинное двухэтажное здание на ул. Сурикова, где сейчас размещается «Волшебный микрофон»? Там в конце XVIII-начале XIX веков была гостиница с рестораном на первом этаже. А водопровод появился в Красноярске только в 1913 году!

— Ну и что?

— Давайте представим, как работал этот ресторан, какие выпускал блюда.

— Как работал? Пришли посетители, сделали заказ, им приготовили, они съели...

— Как приготовили, ведь водопровода нет! И нет электричества, нет канализации!

— А как же тогда они готовили? Так ведь воды же нет!

— А как посуду мыть, а как картошку сварить? И дров сколько надо было!

А ведь и мыли, и варили, и кухня была в полном порядке с точки зрения санитарии и гигиены, и блюда французской кухни славились на всю округу!

И опять — удивление в глазах, дискуссия, и это здорово!

Новая тема: как питались строители пирамид в Египте? В сорокаградусную жару почти 10 тысяч рабов и вольнонаёмных с утра до вечера работали не покладая рук. Реплики студентов:

— Я бы не смог!

— А чем их кормили?

— Да как они вообще могли работать?

— А кто им готовил пищу?

Давайте подсчитаем. Предположим, 10 тысяч человек съедают приблизительно по 200 граммов мяса в обед, получается 2 тонны мяса ежедневно!

— А как его в такую жару сохраняли?

И так целый семестр — чтобы начали учиться с интересом и удовольствием. Ведь от интереса к учёбе зависит, будет ли студент сонно перелистывать странички конспектов, готовясь к экзамену, либо «взахлеб» с горящими глазами рассказывать в семье или товарищам, как при Людовике ХIV организовывали бал в Версале на 1200 гостей, что при этом гостям подавали, как это готовили, сколько было поваров, а сколько водоносов, каких размеров была плита, которую топили 24 истопника, сколько кондитеров нужно было привлечь, чтобы приготовить для короля сюрприз — стокилограммовый пирог, из которого при разрезании вылетали живые птички и выбегали 10 живых лисиц! Стоит заметить, что на пироге не было ни одной трещины (один студент после этого рассказа спросил — «А куда побежали лисы из пирога?»)!

Для большей наглядности и погружения в тему на кафедре технологии и организации общественного питания был создан Музейный комплекс русских кулинарных традиций «Русская печка». Ведь в ходе обучения студенты знакомятся с аспектами кулинарного искусства разных стран и в первую очередь государства Российского.

В настоящее время в музейном комплексе открыта часть экспозиции, в которой представлена русская печь в натуральную величину, сложенная по всем правилам печного искусства, с посудой (керамической, чугунной, деревянной) для приготовления супов, каш, томления молока, а также ухваты, сковородки, деревянные лопаты, чтобы «садить хлеба в печь», кринки, туески, кадки для замеса теста и др. подсобные кухонные инструменты и утварь. В процессе создания музейной экспозиции многие студенты откликнулись на просьбу принять участие в пополнении музейного фонда. С доброго согласия семей ребята с удовольствием пожертвовали старые предметы кухонной утвари в дар музейной экспозиции и получили памятные благодарственные письма от директора института.

Сейчас в музее накопилось уже несколько замечательных вышитых рушников, салфеток-ришелье, есть мясорубка 1910 года, старинная керосиновая лампа, долблёное деревянное корыто, которому 100 лет, тарелка 1928 года... Студенты фотографируются у «Печки», рассказывают о ней друзьям и своим домашним. У молодых людей, отдающих дань современной компьютерной моде, появился повод для разговора с представителями старшего поколения своих семей. А это очень важно!

Приглашаем всех в наш музейный комплекс! Кстати, предполагается открытие новой экспозиции с посудой, кухонной утварью военных времён. Поспрашивайте ваших бабушек и дедушек — вдруг у них есть старинные не востребованные вещи, которые можно будет выставить в витринах нашего музея в качестве экспонатов.

А если у кого-то есть желание и интерес — мы готовы отвечать на вопросы, проводить экскурсии, рассказывать о православной кулинарии, о питании в годы Великой Отечественной войны, о питании в Красноярске в разное время и др. Телефон кафедры 221-90-74.

P.S. А вы знаете, что на Масленицу пекли даже гороховые блины, и кто выше блин кинет и громче свистнет, у того счастливым весь год будет? А ведь весна не за горами, там, глядишь, и Масленица придёт…

Г.В. ИВАНОВА, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры технологии и организации общественного питания ТЭИ, руководитель музейного комплекса «Русская печь»

Похожие материалы