Чудес на свете не бывает…

Когда Вера Ивановна начинает рассказывать, к примеру, про сульфидную, карбонатную флотацию или полиградиентную сепарацию — сразу ловишь себя на мысли, что не вяжется образ изящной эффектной «женщины без возраста» — с тем, что «варится» в подземном котле. Но для профессора кафедры обогащения полезных ископаемых ИЦМиМ СФУ, к.т.н. В.И. БРАГИНОЙ — это, между прочим, дело всей жизни.

Мало кто может похвастаться таким фактом из своей биографии — 55 лет трудового стажа! Брагина не только прекрасно выглядит, она очень активна и в преподавании, и в науке. Особенно Вера Ивановна гордится тем, что выполняет миссию главного инженера-обогатителя Восточной Сибири по фосфатному сырью. До 80% такого сырья идёт на получение фосфорных удобрений. В Сибири, где лето очень короткое, они крайне необходимы для получения хорошего урожая. Но наши фосфатные руды являются труднообогатимыми, к тому же они зачастую находятся в недоступных районах. Учёный Брагина создала уникальную технологию — осталось добиться внедрения.

Коренная красноярка — из многодетной семьи репрессированных, высланных в 24 часа из Читы. Когда умер отец, мама Веры НЕСТЕРОВОЙ устроилась на работу, а ей, ещё школьнице, пришлось хозяйничать по дому: угля купить (носила такую тяжесть на плечах!), в доме натопить, детей накормить. Бывало, в школу опаздывала, но учителя не ругали — знали, что наверстает. Её выручала природная сообразительность и память. Как и многие, семья пережила голод: крапиву ели, лебеду, картошку мороженую…

— Я часто шучу, мол, родилась неподалёку от графитовой фабрики (в районе посёлка Пашенного) и в инженеры-обогатители поэтому «записалась». На самом же деле, мне просто дважды крупно повезло в жизни, — признаётся профессор Брагина. — Первая удача в том, что после школы я выбрала именно эту профессию, хотя мало что о ней знала. Вторая удача — сразу после вуза попала на завод «Сибэлектросталь», укомплектованный самым современным оборудованием, в том числе и зарубежным. Без участия этого завода не открывалось ни одно новое месторождение в крае.

В первый же год работы начальником смены я изучила все полезные ископаемые и поступила в аспирантуру. Одновременно со мной туда поступали начальники лабораторий, цехов, и все они поражались: как малолетняя пигалица (выглядела я как старшеклассница, хотя к тому времени у меня уже родились двое сыновей) смогла так быстро прорваться в науку? А у меня глаза горели — так было интересно! После шести лет на заводе пришла работать в Красноярский институт цветных металлов и золота. Вот до сих пор здесь…

— И сегодня глаза горят…

— А как же! Я всегда говорю своим студентам: «Чудес на свете не бывает! Успеха надо добиваться упорством и трудом». Мои дети в основном видели картину: спать ложатся — мама сидит за письменным столом, утром просыпаются — а я опять уже за столом работаю. Вот это всё воспитывало без слов. Старший сын, Виктор, сейчас доктор технических наук, заведует кафедрой обогащения полезных ископаемых в нашем институте. Ему 55 лет. С ума сойти, как время быстро летит! А мне всё кажется, что я ещё молодая…

— Вера Ивановна, от ваших же коллег знаю, что вы большая модница. Любите красиво одеваться, менять наряды…

— Есть у меня и другая слабость: практически к каждому наряду — свои бусы или кулон… Поскольку детство трудное было, всегда мечтала: когда вырасту большая — много платьев себе нашью. Ехала в Томск, в институт, в чемодане — чёрная юбка из чёртовой кожи (специальный материал — если ребёнок повиснет на заборе — ткань не порвётся), белая ситцевая кофточка, одно платье да куртка из полусукна. Ещё брезентовые тапочки — покрасишь их зубным порошком, и они снова белые! Вот и весь гардероб. Благо, в Томске наше общежитие находилось возле учебных корпусов. Я в этой одежде ходила весь семестр, но когда начались морозы, подхватила двустороннее воспаление лёгких. До сих пор не знаю, как мне удалось сдать первую сессию без «троек» — я ведь жила на одну стипендию!

— Мне рассказывали, что ещё во времена СССР, когда в магазинах — хоть шаром покати, вы умудрялись сшить себе самый модный наряд за одну ночь. Как это удавалось?

— Библиотека завода «Сибэлектросталь» выписывала дефицитные в то время журналы — «Крестьянка» и «Работница», а в них обязательно были какие-нибудь модели одежды. Приходит такой журнал вечером, я его возьму, а утром прихожу — на мне новое платье. Все удивлялись. Говорю коллегам — сшила ночью. Никто не верит. Тогда край отворачиваю, а там швы ещё не обработанные… И детям своим рубашки и брюки мастерила.

Кроме того, всегда и себе, и сыновьям шила новогодние костюмы. Помню, только ГАГАРИН в космос полетел, я решила сделать костюм «ракета». А из чего? Надо ведь, чтобы она металлическая, красивая была. Насобирала серебряных фантиков от конфет и шоколадок, склеила все, а времени-то сколько на это ушло! Зато — первое место на конкурсе в районном ДК! А карнавальный костюм индианки?.. Только новый индийский фильм в кинотеатрах города прошёл — я увидела, загорелась и сшила себе «сари», как у главной героини.

— Как только у вас энергии хватало?

— Спала по три-четыре часа в сутки. А ещё ремонты сама в квартире делала, научилась фуганком и рубанком работать, дерево шкурить и всё остальное. Во времена дефицита обои на ватмане рисовала, планировку в квартире меняла.

— Сейчас это называется — дизайн интерьера…

— И варенье варила, и соленья делала — у нас ведь ещё и дача была.

— Коллеги (а все преподаватели кафедры — ваши ученики) говорят, что вы самая первая всегда приходите на работу и самая последняя уходите. Что много лет вы выступали за институт в многоборье и занимали первые места по плаванию, бегу, лыжам. Что каждый выходной — на Столбы, в сауну, бассейн…

— Всё верно. Правда, из-за травмы колена, год назад, мне пришлось отказаться от дальних походов, а раньше 7 км туда, 7 обратно и вечером — в сауну.

— В активном отдыхе — секрет вашей молодости?

— Меня всегда об этом спрашивают. Ходьба, смена температур — это, конечно, укрепляет и закаляет (холодной водой тоже долго обливалась), поэтому редко болею. Активно работая весь год, летом я всё-таки хорошо отдыхаю. По возможности езжу на море. В прошлом году была в Крыму. Кстати, до 50 лет я вообще не пользовалась косметикой. Никаких секретных рецептов, диет —просто, когда есть желание жизни, оно поддерживает организм. Очень люблю ходить в драмтеатр, слушать органную музыку.

Муж часто говорит: ну сколько можно работать? Отдохни! А я с ужасом думаю: когда перестану работать, чем буду заниматься? Год назад у меня был хозрасчётный договор почти на 4 млн рублей — трудились всей кафедрой. На текущий год кафедра выполняет хоздоговорные работы на общую сумму около 9 млн. Многое ещё надо успеть. Только за два последних года я выпустила 5 печатных учебных пособий и столько же — электронных. В ближайших моих планах — выпуск пособия по золоту, в перспективе — внедрение своих технологий по переработке апатитов и фосфоритов. Мечтаю, чтобы мои внуки и правнуки тоже сделали что-то достойное, нужное людям…

Н.И. КОННОВА, доцент, к.т.н.:

— Это женщина с фантастической работоспособностью и целеустремлённостью, неповторимым стилем. Два года назад мы представляли СФУ на конгрессе обогатителей стран СНГ, и там Вера Ивановна «вылечила» меня от бессонницы. График работы конгресса был очень насыщенным, но мы везде успели: побывали на всех секциях, встретились с выпускниками и потенциальными работодателями, а вечером попали на премьеру в театр им. Маяковского (играли В. Лановой и И. Купченко). А когда вернулись в гостиницу, я упала как убитая, а Вера Ивановна села посмотреть новый учебник по проектированию обогатительных фабрик.

Похожие материалы