Перепись философского общества

Если студенты ведут опрос преподавателей — это и есть рефлексия?

Что такое философия? В чём особенность региональной Красноярской философии? Чем отличается преподаватель философии от философа «по существу»? На эти и многие другие вопросы приходится отвечать всем кандидатам и докторам философских наук, а также специалистам, в разные годы получившим университетский диплом философского факультета.

Антология региональной философии — сборник интервью красноярских учёных, идея создания которого родилась в научном сообществе красноярских философов. Дело в том, что гуманитарные науки в нашем городе представлены, в основном, вузовскими дисциплинами, а преподаватели философии, занимающиеся, вроде, одним общим делом, зачастую не общаются между собой, а порой даже не знают друг друга.

Вот уже два десятка лет не практикуется никаких форм обязательных и регулярных профессиональных контактов (школ, лекций, семинаров, конференций), а ежемесячные встречи в «философском кафе» — пока малочисленны и не представляют всего многообразия мнений философской общественности.

Но, с другой стороны, за последние два-три десятка лет произошли значительные количественные изменения в региональной философии. Если в 80-е годы прошедшего столетия в городе работали не более пяти докторов философии, то сегодня их — более 30.

Результатом работы двух диссертационных советов и открытия философского отделения в СФУ можно считать появление довольно большого числа кандидатов философских наук не только среди преподавателей философии, но и в смежных гуманитарных и социальных науках (психологии, педагогике, социологии), а также в администрациях края и города. Хотя Красноярск пока с точки зрения насыщенности специалистами по философии ещё не дотягивает до уровня Новосибирска, Иркутска или Томска.

Вот как говорит о современном состоянии профессионального сообщества заведующий кафедрой философии СФУ доктор философских наук, профессор Вячеслав Иванович КУДАШОВ: «Философия — это не только способность увидеть сущность в многообразии происходящих событий. Философ сегодня — это чаще всего «переводчик смыслов». Он как никто другой отлично умеет понимать людей, имеющих различные «картины мира» и говорящих на «разных языках». Поэтому современный выпускник философского факультета сам интеллектуально готов говорить на разных языках. Зачастую эти молодые люди не идут преподавать, а занимаются какой-либо проектной деятельностью, администрированием, предпринимательством».

Наконец, когда профессиональных философов становится достаточно много, возникает и вопрос по существу — «А что есть собственно профессиональная философия, каковы критерии мастерства?». От степени конкретности выяснения именно этого вопроса станет понятна возможность оценки профессионализма.

Какие вопросы задавали респондентам
>> Что такое профес­сиональная философия ?
>> Что такое рефлексия ?
>> Какая польза людям других профессий от философии ?
>> Надо ли преподавать философию всем студентам всех специальностей ?
>> Как выглядит красноярская команда профи по философии?
...и др.

Поэтому авторы решили подготовить сборник под названием «Антология региональной философии». Этот проект кардинально отличается от переписывания научных достижений и профессиональных биографий. Студенты, профессионально подготовленные задавать вопросы, «как бы» принимают экзамен на откровенность у преподавателей философии, когда берут интервью на предмет философии и профессиональности.

Список вопросов, на которые отвечают преподаватели философии, общий. Вопросы очень простые, но отвечают по-разному. В конце интервью журналисты обязательно задают вопрос: «Считаете ли вы себя философом?». На сегодняшний день опрошено около 20 докторов и кандидатов философских наук, и что самое интересное, настоящими философами себя считают немногие. Другие уже не занимаются «чистой» философией, их покорили другие занятия.

Один из авторов проекта Г.А. БОКАТЮК вопрошает: «В чём профессионализм философа? Без чего философия — не профессия? Результат труда (или мастерства) любого профессионала — реален, его можно подержать в руках, потрогать и (!!!) восхититься... Можно ли считать результатом аккуратное и последовательное изложение студентам классических философских текстов?

Принято считать, что философия — это когда человек начинает ДУМАТЬ. Только вот как это — думать — обычно рассказать не получается. Именно здесь для продолжения разговора требуется рефлексивный подход. Последнее — явление весьма таинственное, оно помогает человеку, отделяя себя от природы, понимать всё, что окружает, а более всего самого себя в этом загадочном мире. Не раскрывая секретов задуманного проекта, предлагаю свой вариант определения рефлексии: если у меня в кармане есть НА ЧТО мне подумать о том, ЧТО я подумал... — в этом месте возникает философское суждение. А если я смогу рассказать об этом хотя бы одному из присутствующих в аудитории студентов — это уже будет философия, хотя пока — неизвестного качества...»

Ещё более неожиданна позиция кандидата философских наук, доцента кафедры журналистики СФУ Зинаиды Ивановны ПАЛИЕВОЙ. На вопрос «Нужно ли вообще преподавать философию?» — получаем весьма утвердительный ответ:

— Преподавать философию нужно. Обязательно нужно. Каждый человек природно способен к философскому размышлению, это показывают дети дошкольного возраста, например. Они все стихийные философы, какими были древние греки. С их наивным материалистическим взглядом на вещи. Почти каждый родитель наверняка удивлялся стремлению ребенка узнать откуда что берётся. «Дерево вырастает из семечка, огурчик вырастает из семечка, откуда же берётся человек?». Я цитирую своего ребёнка, это философская постановка вопроса — понять суть происходящего. Философское образование помогает в любой сфере профессиональной деятельности всё-таки подниматься, как это называл К. МАРКС, над профессиональным кретинизмом. Когда человек не может вырваться из рамок своего узковедомственного мышления.

А сегодня иметь такое коридорное мышление уже недостаточно.

Корр.: Как можно одновременно выполнять роль профессионального философа, склонного теоретизировать, оценивать современные процессы и направлять общество, и, скажем, журналиста, рефлексирующего в основном на тему того, что уже произошло?

— Возражаю. Что я сегодня вижу? Чем больше мы погружаемся в лавину информации, именно фактов, тем больше потребность уже не столько в фактах и их передаче, сколько в поиске опять же сути происходящего. Буквально вчера открываю сайт для начинающих журналистов: мастер-класс по репортажу. Там весьма уважаемый мною журналист «Русского репортёра» СОКОЛОВ-МИТРИЧ говорит о том, что сегодня уже не интересно быть грибником, который приходит в лес и срезает грибы, а надо репортёру, прибежав на событие, уловить и понять ту его суть, которая как раз скрыта от простых смертных. Он тогда будет интересен своей аудитории, когда будет не грибником с корзиной грибов, а человеком, понявшим устройство грибницы, не видимой под толщей земли.

Казалось бы все гоняются за оперативностью, кто быстрее добежит. Нет, добежать сегодня могут многие, вообще эта проблема решена за счёт интернет-технологий. А вот способных осмыслить, понять и этим поделиться, можно найти не всегда. Это ещё один довод в пользу важности философской культуры.

***

Впереди ещё много работы — интервью, встречи с философами, анализ суждений. Формат проекта — новый не только для Красноярска, но и для страны. Авторы надеются, что с помощью такого подхода удастся разгадать секрет региональной философии, понять её. А мы будем ждать результатов, ведь всегда интересно, что в сущности думает учёный о предмете своей деятельности.

Вера ГЛУШКОВА

Похожие материалы