Живая наука

О научных и конструкторских достижениях инженера НИЧ СФУ и руководителя СКБ СФУ НОЦ «Радиоэлектроника» Ивана МАКАРОВА я знаю давно и не понаслышке.

Четыре года Иван и его коллеги — аспиранты ПИ СФУ Никита БОЕВ, Пётр ШАРШАВИН и Игорь НИГРУЦА делают свои открытия в области беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Конструируют, продумывают дизайн, совершенствуют электронную «начинку» бело-синих механических «птиц» (или, если угодно, «шершней», как иногда зовут БПЛА), проводят испытания. Любимый тезис ребят — человек не просто любопытен, но и умён. А значит, его цель состоит в освоении новых пространств и улучшении жизни общества, в то время как с частными прикладными задачами справится робот-«беспилотник», созданный на базе СФУ.

Узнав об открытой лекции Ивана МАКАРОВА «Беспилотная авиация гражданского назначения. Сделано в Красноярске», не раздумываю ни минуты: 10.00, суббота, приглашаются все желающие. Шанс на полтора часа возвратиться в студенческие времена и узнать что-то новое совершенно бесплатно — дорогого стоит; так и быть, пораньше распрощаюсь со сном в этот выходной. Вооружаюсь блокнотом и присоединяюсь к слушателям (я насчитала более восьмидесяти человек), разместившимся в лекционной аудитории корпуса «пирамида».

Возможно, лекция не всегда легка для восприятия — в момент, когда Иван объясняет принцип действия инерциальной навигационной системы, оперируя терминами и чертежами, в аудитории раздаются приглушённые пояснения, которые дают своим коллегам-гуманитариям счастливые обладатели технического образования. Однако способы применения БПЛА «DELTA» и «GAMMA» прак­тически не вызывают вопросов — и аэрофотосъёмка, и оперативное картографирование, выполняющиеся аппаратами с минимальными затратами времени и средств, активно используются во многих странах мира.

Слушатели оживлённо обсуждают сферы, в которых могут использоваться беспилотные летательные аппараты: вспоминают не только традиционную геодезию, но и геологоразведку, пожарный и экологический мониторинг, тепловизионные исследования, лесное хозяйство и даже охотоведческую отрасль. «К нам уже обращались представители охотоведческих хозяйств — в некоторых регионах Красноярского края значительно возросла численность волков. Эти звери легко обходят капканы, и у них нет естественных врагов кроме человека. Волки наносят серьёзный урон фермерским хозяйствам, и чтобы проводить эффективный отстрел, необходимо оперативно отслеживать перемещение хищников. Наши аппараты с такой задачей справятся легко», — сообщает Иван. Затем демонстрирует снимки, сделанные БПЛА «DELTA»: чёткие, с высоким уровнем детализации. «С помощью аппаратуры, установленной на «беспилотник», можно рассмотреть, например, каждую выбоину на диагностируемой дороге — перед нами качественная объективная картина. Таких подробностей не увидеть с земли, как ни пытайся».

Зрителей интересуют технические характеристики беспилотного аппарата, лежащего на столе перед лектором — Иван одной рукой переворачивает своё детище, похожее на гигантскую чайку, раскинувшую крылья. Аккуратно укладывает его «на спину», рассказывает о комплектующих, шутит о невольных ошибках и случающихся нарушениях техники запуска. «Этот аппарат рассчитан на полтора часа полёта. Ему нужно максимально приблизиться к интересующему объекту, и значит, нужно минимизировать количество подлётов и отлётов. Оборудование на борту питается от одной батареи, но у каждого устройства свой регулятор напряжения. Стоимость готового продукта (комплекта из двух самолётов и катапульты для взлёта) составляет 2,5 миллиона рублей. В чём наша заслуга? В том, что мы полностью разработали собственный комплекс управления БПЛА. Считаю это важным, ведь мы сможем усовершенствовать или изменить его в соответствии с потребностями потребителя и не будем при этом ни от кого зависеть. Почему два самолёта в комплекте? Чтобы вы получили гарантированный результат в случае, если одна из машин по какой-то причине будет выведена из строя, например, из-за неграмотного запуска». В ходе дальнейших объяснений оказывается, что управлять «умной» машиной несложно: достаточно базовых навыков ПК-пользователя и умения ориентироваться на местности, «остальное доходчиво указано в инструкции», — улыбается Иван.

Итог лекции сформулировал доктор технических наук, профессор ИИФиРЭ СФУ Валентин Борисович КАШКИН: «В нашем крае перед беспилотными аппаратами стоит множество задач, связанных с географическими и климатическими особенностями региона, с малой плотностью населения. Обширным лесным зонам, малым населённым пунктам и деревням просто необходима дополнительная помощь летающих «помощников», чтобы успешнее справляться с пожарами и ледяными заторами, и т.д. Спутниковых методов уже недостаточно, они ощутимо сдают свои позиции и уступают мес­то беспилотной авиации, и мне интересно присутствовать при этом моменте».

Покидаю аудиторию, рассматривая людей, столпившихся вокруг «беспилотника»: кто-то задаёт вопросы Ивану Макарову, кто-то осторожно проводит пальцами по гладкому боку замершей на столе «DELTA».

«Главное, чтобы подобные открытые лекции стали традицией для университета, — говорит заместитель проректора по науке и международному сотрудничеству Алексей Андреевич РОМАНОВ. — Чтобы красноярские учёные, студенты и просто горожане, интересующиеся научной жизнью, могли не только получить новые знания, но и применить их на практике, объединиться для создания нового коммерческого продукта. Те же «беспилотники» могут дать пищу для размышления физикам, программистам, конструкторам… Мы ждём заинтересованных людей, людей небезразличных. Тех, кому интересно жить и творить».

И с этим хочется согласиться.

Татьяна МОРДВИНОВА
Фото Андрея БАРХАТОВА

Похожие материалы