«Toyota» напомнила о хорошо забытом старом

Кажется, ни один телеканал Красноярска не пропустил это событие. На минувшей неделе под прицелом видеокамер в СФУ официально открылся первый зарубежный учебный центр компании «Toyota Engineering Corporation» («TEC»).

Теперь руководителям промышленных предприятий и организаций Восточной Сибири нет необходимости стажироваться в Японии — достаточно приехать в Красноярск, где секретами успешности с ними поделятся преподаватели из Страны восходящего солнца, имеющие более чем 30-летний опыт работы на руководящих должностях заводов компании «Toyota». Университет получил возможность использовать в обучающих программах и научных исследованиях опыт корпорации, которая является символом самого эффективного производства.

Не беда, что один из телеоператоров опоздал на самую зрелищную часть презентации, и слушатели первого семинара-практикума «Всеобщая производственная система Тойота (Total-TPS)» закончили к тому моменту сборку вентилятора на уникальной «производственной» линии, установленной прямо в учебной аудитории. Повторить? Пожалуйста! Тем более что уроки ведущего специалиста японской компании

«TEC» Тэцудзиро ИСИИ не прошли даром, и теперь вместо 5 минут, как это было в начале курса (несколько дней назад), сборка вентилятора заняла 2,5 минуты.

Налицо повышение качества и производительности труда, так что Исии-сэнсэй свою миссию выполнил: научил людей грамотно организовывать производство. Вентилятор состоит из многих частей, и они должны оказаться в нужном количестве в нужное время и в нужном месте. Слушатели 5-дневных курсов — 12 человек из Красноярска, Хакасии, Тюменской области — получили, в числе прочих, навыки организации работы по принципу «Точно вовремя».

— Известно, что производственная система «Toyota» — наиболее эффективная в мире, — рассказывает директор учебного центра «TEC» СФУ Сергей Владимирович ДРАНИШНИКОВ. — В настоящее время она называется Всеобщая производственная система Тойоты (Total Toyota Production System — T-TPS) и включает не только производство, но и проектирование, продажи, менедж­мент. В нашем учебном центре будет проводиться обучение современным методам T-TPS. Эти методы подходят для самых разных организаций.

Одним из первых в своё время внедрил японскую систему Горьковский автозавод, и она показала свою эффективность. Затем японский опыт взяли на вооружение поставщики комплектующих автомобильных заводов, алюминиевые гиганты по всей России, «Северсталь» и др. В Красноярском крае есть крупные предприятия самых разных отраслей, много предприятий малого и среднего бизнеса, перед которыми стоят схожие задачи: необходимость повышения производительности и качества, снижение себестоимости продукции. Эти проблемы можно решить, используя методы T-TPS на предприятиях любых сфер деятельности.

— Я получил много полезной информации по логистике, организации самого производства, технологических процессов, методов анализа, — поделился впечатлениями от учёбы в центре «ТЕC» СФУ главный технолог строительной компании «Поревит» по производству блоков из ячеистого бетона и силикатных изделий Андрей Иванович БИРЮКОВ (Тюменская область). — Некоторые элементы технологического процесса, о которых нам поведал Исии-сэнсэй, мы имели во времена СССР на наших заводах, взять хотя бы научную организацию труда (НОТ), но подзабыли и уже не применяем.

«Слушатели курсов превзошли все мои ожидания, проявили творчество. Мне важен был настрой всех участников на активный подход к процессу совершенствования и внедрения собственных разработок, а не пассивное восприятие информации», — сказал на открытии центра господин Исии.

Но самое интересное я услышала, когда стихли официальные речи высоких гостей и уехало телевидение.

Исии-сэнсэй рассказал, что «делиться секретами» ветераны японской корпорации начали не вдруг (сама по себе автомобилестроительная корпорация «Toyota» не может заниматься образовательной деятельностью и раскрывать свои секреты по отношению к сторонним лицам). Их подвигло к подобной деятельности недовольство президента корпорации общим уровнем знаний сотрудников консалтинговых компаний, которые только понаслышке знали о производстве системы «Toyota». Поэтому в 2008 году ветераны производства собрались и
создали свою консалтинговую фирму. Успели поработать в США, Корее, Китае, Германии и ряде других стран. Теперь пришли в Россию — всерьёз и надолго.

— Мне сейчас 69 лет, и я бы хотел лет до 80-ти поработать в сотрудничестве с учебным центром «ТЕC» в СФУ. Очень надеюсь, что он будет действовать на постоянной основе, — признаётся Исии.

— Вы сказали что любите нашу страну, восхищаетесь ею, а знаете ли, что промышленность в России переживает не самые лучшие времена?

— Я намного лучше других специалистов владею ситуацией. Одним из направлений моей деятельности в настоящее время является разработка проекта модернизации промышленности России, для того чтобы её ведущие предприятия не уступали предприятиям Японии или, скажем, Германии.

Я уже давно по собственной инициативе исследую эту тему и очень надеюсь, что теперь, благодаря взаимодействию с СФУ, мне удастся передать свои идеи, что послужит толчком к развитию.

Около 8 лет назад, когда я впервые посетил автозавод в Нижнем Новгороде, меня очень тронул приём российских коллег. С тех пор приоритеты в моём сознании поменялись, и для меня сейчас важнее и насущнее проблема развития российской, а не японской промышленности.

— Вам довелось поработать в разных странах. В чём специфика российского менталитета?

— С одной стороны, я восхищаюсь творческими способностями производственников в России, их яркой индивидуальностью, но с другой стороны — на удивление не развита работа в команде, скорее наоборот — определённое ячество, ярко выраженный индивидуализм препятствуют общему делу. И немногие в России способны к тому, чтобы успешно заниматься организованной монотонной деятельностью. Необходимо научить россиян таким навыкам.

— На ваш взгляд, какие тенденции ожидают нас в ближайшем будущем, как могут развиваться технологии управления в России?

— Я думаю, что наиболее вероятный и рациональный сценарий — это создание основы для того, чтобы российские промышленники могли в полную меру задействовать высокий интеллектуальный творческий потенциал. У России замечательно получается создавать космические и летательные аппараты — продукцию уникальную, единичную. Но не очень хорошо налажено массовое производство товаров повседневного потребления для населения. Особенно когда речь идёт о воспроизводстве одного и того же типа товаров на производственной линии. Это наиболее слабое место…

Для достижения успеха нужно, чтобы инженеры получали достойное профессионально-техническое образование, знакомились с ведущими разработками в области производственных технологий и управления предприятиями. Вузам предстоит сыграть важную роль в распространении технического образования и модернизации в России, чтобы все, начиная от рядовых операторов и инженеров, которых готовит университет, не пренебрегали такими мелочами, как выполнение производственных нормативов, стандартов.

— На что бы вы порекомендовали обратить внимание при внедрении бережливого производства, чтобы проекты были успешными?

— Очень важна прозрачность, например, когда речь идёт о себестоимости продукции, производимой на конкретном заводе или поставляемой от внешних поставщиков, для обеспечения конкуренции и эффективности производства. И ещё. В российской стандартизованной технической документации на предприятиях часто не указывается время, отведённое на выполнение той или иной операции, что ещё раз подтверждает недостаточное внимание к экономии времени.

— Кстати, а сколько времени потратили бы японские специалисты на сборку вентилятора?

— Даже не 2,5 минуты, а гораздо меньше! Сегодня российские коллеги две трети времени потратили впустую.
­
— И напоследок: почему у вас учится весь мир? В чём секрет японского феномена?

— Это может быть от эпохи самураев ещё идёт… Добросовестное, исключительно ответственное отношение к работе, упорство в достижении поставленной цели и чувство справедливости, которое позволяет не допускать брака. В первую очередь, важным считается не достижение высокой прибыли, а выполнение обязательств перед поставщиками, я думаю — это сущность японского менталитета. В последнее время акцент делается не столько на высокие темпы экономического роста, сколько на его основательность, стабильность и гармонию с окружающей средой. Я думаю, во многих отношениях российский менталитет похож на японский. По моему мнению, у нас даже больше общего, чем, например, у россиян с американцами.

Наталья ДМИТРИЕВА

(Редакция выражает благодарность директору Японского культурного центра СФУ Марине ЛОМАЕВОЙ за отличный перевод)

Похожие материалы