Прислушаться к музею

Все, кто однажды оказался в музее, испытывают одинаковое чувство — удивление. От экспоната к экспонату оно непременно усиливается, и уже трудно сдержать эмоции, когда встречается то, что ещё недавно — такое привычное, а теперь уже раритет. Как печатная машинка «Москва» — у меня была ещё с пуговичными клавишами! Вместе с «открытием», что жизнь скоротечна, а память избирательна, появилось элементарное желание сказать спасибо тем, кто не только сохраняет, но и по крупицам воссоздаёт историю.

Да вот она вся здесь. В тематических блоках-витринах — символы прошедшей эпохи: счёты, логарифмическая линейка; рядом с праотцом арифмометром «Феликс» — первые калькуляторы. Тут же модели пресса и подъёмно-транспортной машины, фильмоскоп, узнаваемые принадлежности химической лаборатории — весы, посуда, разновесы. А вот удостоверение № 1, выданное первому сотруднику Красноярского государственного университета Нелли Васильевне МУРАШКО. И даже шпаргалки по математике с напутствием: «Не списывайте, глупцы!». В связи с чем вспомнили и «наказание» студенту: 50 раз переписать таблицу производных...

Спортивная тема представлена грамотами, кубками, призами. Есть среди них уникальные: натуральная модель приза для штангистов — явно без «о-о-х» не поднять. Зелёный кубок, выточенный геологами из цельного змеевика. Поражает космическая стремительность футбольного приза, выигранного студентами Зеленогорского филиала Политеха...

Отдельная витрина посвящена советской эпохе — с партийной, комсомольской и профсоюзной атрибутикой. Кстати, рассказывают, пришли недавно в музей 17 студентов, остановились у этой витрины и попытались расшифровать аббревиатуру ВЛКСМ. Не смогли. Единственное предположение услышала экскурсовод: «может, как-то с вооружёнными силами связано?».

Сегодняшняя встреча на третьей площадке — особая, проходит в рамках празднования 5-летия музея СФУ. Историко-познавательная презентация выставки, проведённая заведующей сектором истории Мариной ЕПИНОЙ, имеет серьёзную фактологическую основу.

— Сегодня открываем экспозицию, посвящённую истории вузов, вошедших в состав СФУ. Мы по крупицам собирали материал, выстраивали линию экспозиции, работали с дизайном и сейчас предлагаем посмотреть и оценить то, что у нас получилось. Призываю вас быть не только гостями, но и единомышленниками.

Центральная часть — панно, которое отражает основные моменты развития вузов-прародителей, приказы об их создании, современные логотипы. Здесь же фотографии всех ректоров, политических и государственных деятелей, сыгравших важную роль в их истории.

— А вообще в этом году СФУ исполняется 95 лет, — с интригующей ноткой говорит Марина Борисовна. — Потому что самый глубокий корешок лежит в 1918 году, когда в Москве сентябрьским Декретом Cовета народных комиссаров была учреждена Московская горная академия.

Развиваясь, она постепенно превратилась в учреждение политехнического типа — 6 факультетов готовили специалистов для угольной, нефтяной, торфяной, металлургической, горной и геологической отраслей. Со временем появились претензии к количеству и качеству выпускаемых специалистов, поэтому было принято решение о создании на базе факультетов отдельных отраслевых вузов. Так появился Московский институт цветных металлов и золота. В 1940 году на праздновании 10-летия МИЦМиЗ выступил председатель Верховного Совета СССР Михаил Иванович КАЛИНИН, и в этом же году он дал согласие на присвоение вузу своего имени.

31 декабря 1958 года вышло Постановление о переводе МИЦМиЗ в Красноярск, потому что для развития горнодобывающей отрасли нужны были специалисты не откуда-нибудь, а подготовленные на месте. Планировалось, что приедут сюда 160 доцентов и 44 профессора, на самом деле всего 7 молодых кандидатов наук во главе с Н.Х. ЗАГИРОВЫМ взяли на себя тяжёлую организационную работу. Здание горного техникума (пер. Вузовский, 3) стало первым пристанищем нового вуза. Вскоре началось строительство лабораторного корпуса — на пустыре, рядом со старым зданием кинотеатра «Родина». Он, кстати, органично «вписался» в проект, став студенческим клубом «Искатели», а вуз построил для города новую «Родину». Если бы не приезд Н.С. ХРУЩёВА, неизвестно, как бы всё решилось — борьба за территорию была серьёзная.

Но собственная история наиболее долгая у Политехнического. Появился он стремительно: в марте 1956 года был направлен запрос-обоснование на организацию в Красноярске такого вуза, а уже в августе получен положительный ответ. Школьники, демобилизованные солдаты потянулись в приёмную комиссию, которая начала работу в помещении, выделенном в здании по ул. Ленина, 70, где в то время размещался Лесотехнический институт. Оно, кстати, знаменито тем, что здесь в 1891 году побывал цесаревич Николай, когда там располагалась губернская мужская гимназия.

В 1957 году Политехническому институту передали здание на Мира, 49, но его тоже явно не хватало. Развитие вуза продолжалось: в 1959 году появляется завод-втуз, в 1989 году он становится самостоятельным вузом (ныне СибГАУ). В 1982 г. отпочковывается Красноярский инженерно-строительный институт на базе строительного, архитектурно-строительного, санитарно-строительного факультетов, включающих тогда треть студентов Политеха.

— Экспозиция необычная, здесь много энергетики, — делится впечатлением проректор по учебной работе Наталия ГАФУРОВА. — Для музея важно не только сохранить историю вузов, их традиции, но и создавать новые, например, в рамках интернационализации межвузовских интересов. Такая стратегия СФУ заявлена. В контексте этой задачи ректор Е.А. ВАГАНОВ передаёт музею новые экспонаты: якутский символ от Республики Саха в знак нашего долговременного сотрудничества, а также два герба из Испании — кастильских университетов Кадис и Альмазора.

— Не ищите в нашей экспозиции академизма, — завершая встречу, говорит директор музея Анна РУМЯНЦЕВА. — Пока у нас нет для этого условий. Музей состоит из секторов, разбросанных по всему городу: истории, где мы сейчас находимся, геологии, организации и хранения фондов, дирекции, хранилища и двух художественных галерей «Презентация» и «Акцент». Очень хотим иметь новое, хорошо оснащённое помещение, где бы могли объединить под одной крышей все наши возможности, однако вариантов для нас пока не находится. Но есть концепция развития музея, каким мы его видим и каким он должен быть, чтобы его посещали и к нему прислушивались. А не просто знали, что он есть.

Любовь ГАБЕРБУШ

Похожие материалы