Преподаватель № 1

Галина Петровна ЛАШУК — профессор кафедры архитектурного проектирования, кандидат архитектуры; член Союза архитекторов России; автор-разработчик учебных программ и куратор комплекса архитектурно-проектных дисциплин; одна из организаторов открытия высшего архитектурного образования в нашем крае и довузовского архитектурно-художественного образования в г. Красноярске.

Сегодня Галина Петровна делится своими воспоминаниями и размышлениями.

— Не считаю себя легендарным человеком на поприще обретения городом собственных архитектурных ресурсов. Однако моя причастность к этому на протяжении четырёх десятилетий помогает осознать особенность и важность этого пути как для меня самой, так и для жизни города.

Только сейчас я догадываюсь о некой предопределённости в моей судьбе, которая обозначилась с первых моих шагов в достижении дерзкой по тому времени цели. Уже когда я училась в детской художественной школе имени В. Сурикова, меня завораживала тайна этого загадочного слова «архитектура». Два года родители копили деньги, чтобы я со своей мечтой — учиться в лучшем архитектурном вузе страны — отправилась в 17 лет в Москву. Отсюда идёт отсчёт всего того, что произошло потом — в том числе и этот юбилей. Моя дипломная работа доказывает это. Она называлась «Новый город в Сибири на 100 тысяч жителей» и экспонировалась на выставке лучших дипломных проектов в Москве. В ней я пыталась представить черты будущего… Чтобы потом их реально воплотить в жизнь! Романтика и высокие цели особенно свойственны юности.

С направлением в молодой тогда Политехнический институт я вернулась в Красноярск, чтобы вскоре опять уехать в Москву для продолжения учёбы в аспирантуре. Получается, моя биография неуклонно шла к ключевому событию в архитектурной жизни города и края, которое произошло в 1973 году с открытием новой специальности «архитектура». После окончания учёбы в аспирантуре предложение ректора КПИ В.Н. БОРИСОВА провести организационную работу по открытию этой специальности я приняла безоговорочно.

Впервые в стенах вуза часто звучало слово «архитектура» и утверждалась её роль в жизни общества. Что по существу происходит и сейчас, но тогда… Тогда это были реальные надежды изменить ситуацию в набиравшем силу строительном комплексе Сибири, где была острая нехватка архитекторов.

Вспоминаю наши первые победы — участие в союзных и международных конкурсах, в том числе в Америке, где наш студент получил высший приз среди студентов из разных стран. Вспоминаю невиданный дефицит педагогических кадров, ставящий под угрозу саму подготовку специалистов-архитекторов. Вместе с тем уделялось особое внимание повышению квалификации педагогов, регулярно отправляемых на учёбу в Москву (сроком не менее 4 месяцев!). Всё это стало неотъемлемой частью моей жизни, можно сказать, её бесконечной борьбой за необходимые условия, обеспечивающие качественную подготовку будущих зодчих. А можно назвать её непрерывным и нескончаемым потоком творческого вдохновения и веры в искусство архитектуры. То и другое шло бок о бок. Без этого я бы оставила педагогическую работу.

Вступительные экзамены

Вступительные экзамены

Давно минули времена, когда на всю Сибирь и Дальний Восток за Новосибирском был только один кандидат архитектуры; когда наших выпускников нарасхват брали все проектные организации. Сегодня десятки педагогов имеют учёные степени в области архитектуры, тысячи выпускников разбрелись не только по краю, но и по всей стране.

За это время изменилось не только представление об архитектуре, но и сама страна.

За это же время выросла целая плеяда талантливых архитекторов (и даже целых династий) — наших выпускников, пытающихся, несмотря на все трудности, улучшить облик нашего города. Давняя моя мечта.

Студенты на пленэре

Студенты на пленэре

Ну а что теперь делать нам, сложившемуся педагогическому коллективу? Почивать на лаврах и спокойно продолжать дело, ставшее уже привычным? Думаю, ещё не до конца осознана наша главная педагогическая задача, стоящая перед лицом новых реалий. В условиях жёсткой конкуренции и новых требований, предъявляемых к специалистам, только фундаментальная подготовка имеет право на жизнь. Эту задачу, казалось нам совсем недавно, можно решить в рамках самостоятельного специализированного института. Ему уже 3 года, но к сожалению, борьба за условия, способствующие высококачественной подготовке будущих специалистов (уже по нескольким родственным направлениям), продолжается… Но не слишком ли она затянулась? Поэтому в год юбилея у меня вместе с радостью и осознанием долгого и, хочется верить, плодотворного творческого пути в глубине души даёт о себе знать неотступная неудовлетворённость. Наверное, именно она и есть катализатор вечного движения вперёд. А нынешним студентам я пожелаю оглянуться вокруг, почувствовать дух времени и понять, что серым, необразованным и не умеющим трудиться людям жизнь не сулит достойного места в ней, тем более — успеха...

Похожие материалы