Олег ЛОПАТКО: «Я ни разу не пожалел, что стал военным»

Начальник отдела Учебного военного центра Института военного обучения Сибирского федерального университета полковник Олег Михайлович ЛОПАТКО выбирал профессию по призванию. В начале 80-х военное образование сулило много перспектив. Советский Союз тогда держал группы войск в Германии, Польше, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Монголии, во Вьетнаме, Анголе и на Кубе. А это уже «заграница», хоть и «социалистическая». Да и внутри СССР офицеры регулярно получали хорошую зарплату, разные виды довольствия, семьям военных без промедления давали пусть служебные, но отдельные квартиры.

— Когда поступал в Ленин­градское высшее военно-политическое училище ПВО, которое готовило офицеров для войск противовоздушной обороны, конкурс был 16 человек на место! — вспоминает Олег Михайлович. — Я с детства мечтал стать офицером, и этой мечте суждено было сбыться. Но в тот самый первый год поступить не удалось. Вроде бы вступительные экзамены сдал на «4» и «5», физическую подготовку на высший балл, однако медкомиссия меня «притормозила». Я ужасно расстроился, но ничего не поделаешь, пришлось возвращаться в родные места, на Украину.

Первое, что сделал по возвращении — лёг в районную больницу. Подлечился, приехал домой и, чтобы не сидеть на шее у родителей, устроился на работу в локомотивное депо слесарем по ремонту подвижного состава. Но мечта стать военным так и засела в голове. Через полгода меня отправили учиться на помощника машиниста тепловоза. Получил новую специальность, а мне и говорят: «Зачем тебе военное училище? Оставайся!». Я получал достойную зарплату, через 10 лет вполне мог бы стать машинистом. Но приближалась пора вступительных экзаменов, и я опять засобирался в Ленинград.

К тому же отец сказал: «Сынок, я в своё время отслужил в Туркестанском военном округе, меня оставляли на сверх­срочную службу, но я не согласился, о чём до сих пор жалею. Ты бы шёл лучше учиться на офицера». Поддержка отца стала для меня опорой и ориентиром в жизни. Со второго раза я поступил в Ленинградское училище ПВО.

— То есть желание стать военным — наследственное?

— Мой дед по отцовской линии, Дмитрий Афанасьевич ЛОПАТКО, был военным. Ушёл на фронт в 1941 году, а в 43-м пришла похоронка. На память осталась единственная фотография, где он совсем ещё молодой.

Дед по маминой линии, Григорий Павлович ЛЯШЕНКО, попал на фронт в первые же дни войны. Ему довелось повоевать всего два дня — такова печальная судьба солдата. Дед погиб в первом же бою при авиационном налёте.

Отец мой никогда не был военным, но в мыслях я его к таковым причисляю. Он всю жизнь проработал в колхозе водителем. Когда случилась Чернобыльская катастрофа, на колхоз пришла разнарядка: нужно было 5 водителей командировать на ликвидацию последствий аварии. Однако при этом человек должен был принять решение добровольно. Как потом вспоминала мама, решаясь на роковой, как оказалось впоследствии, для себя шаг, отец рассуждал так: «Опытных водителей немного, мне уже за 40, есть семья, дети, а молодёжь ещё жизни не видела — значит, нечего ей в Чернобыле делать». В течение трёх месяцев он вывозил радиоактивный мусор с заражённой территории и получил сильное облучение, что потом вызвало много болезней, хотя до Чернобыля он никогда не жаловался на здоровье. Прожил он после этого совсем не долго, не помогло даже лечение в Киевском онкологическом институте. В 48 лет его не стало. За этот подвиг (иначе не назовёшь работу ликвидаторов Чернобыльской аварии) отец награждён орденом «Знак почёта», медалью «За трудовую доблесть» и медалью «Ветеран труда».

В 1985 году началась моя офицерская служба. За всю свою жизнь я ни разу не по­думал, что неправильно избрал свой путь. Приходилось служить во многих частях, в разных условиях.

— Где именно пришлось служить?

— Так сложилась судьба, что у меня всё связано с Сибирью. После окончания училища я прибыл служить по распределению в Новосибирск, затем — Иркутск, Красноярск, село Ермаковское Красноярского края, село Целинное в Хакасии, затем — посёлок Старцево Красноярского края и так далее. Мне довелось ещё не раз учиться, повышать свой образовательный уровень.
В 1993 году окончил шестимесячные курсы в Гуманитарной академии им. Ленина и получил специальность психолога-практика. После переучивания был назначен заместителем командира полка по воспитательной работе и далее — заместителем командира дивизии. В 2006 году окончил Военную академию воздушно-космической обороны имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова в городе Тверь.

— Олег Михайлович, не секрет, что в конце лихих 90-х на офицеров государство особого внимания не обращало. Как вам удалось удержаться на плаву, не бросить службу?

— Был такой период, что нам не платили зарплату по 6-7 месяцев. Семью не на что было содержать. Жена выручала: ей, музыкальному работнику детсада, хоть небольшие деньги, но платили. Мне приходилось подрабатывать в свободное от службы время чем придётся.

Иногда слышу вопрос: что хорошего в жизни военного? Ведь один переезд приравнивают к двум пожарам, а у нас их вон сколько бывает! Меня привлекала романтика. Кто-то живёт на одном месте, у него есть и дом, и земля. А тут переезжаешь, вроде ничего и нет, но в то же время есть всё: радостные встречи, друзья. Ведь в любой точке страны люди твоей профессии встретят тебя как родного. Офицеры — это одна большая боевая семья.

— Где обычно вы проводите отпуск и как?

— У офицеров есть неписаный закон — обязательно каждый год ездить к родителям, и обязательно с детьми, независимо — маленькими или большими. Важно, чтобы родители всегда чувствовали, что не одиноки, что дети их не бросили. Поэтому у большинства офицеров нет местной привязки — дач, громоздкой недвижимости. У нас есть только родина, родители — это главное.

Мы каждый год бываем на Украине, у моей мамы. Родители жены уже умерли, но мы раз в три года навещаем их могилы в Ленинграде. В прошлом году я ездил к дочери, на Дальний Восток (повод радостный — стал дедушкой); она старший лейтенант, проходит службу в пограничных войсках.

— Это вы ей посоветовали выбрать военную специальность?

— В том-то и дело, что я был против и говорил: не женское это дело! Она общеобразовательную школу окончила с двумя четвёрками, а музыкальную — с красным дипломом. Её без экзаменов приглашали поступать в Красноярскую академию музыки и театра. И я туда советовал. Но она подала документы в СФУ. Когда я узнал, что дочь учится в Учебном военном центре, было уже поздно. Спрашиваю: зачем тебе, девочке, это нужно? А она упрямо: «Папа, я так хочу!». Мой младший сын — лейтенант, служит сейчас в Канске, обеспечивает полёты истребительной авиации.

— Какие у офицеров ещё традиции?

— Все семейные праздники встречаем вместе. Не знаю, как у других, но у нас самый дорогой праздник — это 9 мая. Всегда вспоминаем дедов наших. Жена у меня тоже из семьи военных.

Ежегодно встречаемся с учебной группой из Ленинградского училища. И раз в пять лет проходят встречи выпускников всех курсов. Сейчас на территории училища расквартирована бригада внутренних войск. Приезжаем, обходим родные казармы, туда всегда тянет, потому что это самые лучшие годы молодости. Помню, мы очень увлекались спортом, я получил звание кандидата в мастера спорта по лёгкой атлетике и освоил рукопашный бой. Выступал на первенстве Ленинградского военного округа по разным видам спорта.

— Олег Михайлович, вы воспитываете молодёжь уже много лет, чего не хватает сегодня тем, кто приходит в армию?

— Сейчас многие ребята идут в армию со слабым здоровьем. Им нужна и хорошая психологическая помощь в лице офицера-воспитателя, который вовремя поддержит на первых месяцах службы. Я считаю, что министр обороны С.К. ШОЙГУ принял правильное решение восстановить должность заместителя командира по воспитательной работе, которая была упразднена три года назад.

— Вы смотрите телесериалы о службе в армии?

— Видел, но теперь уже не смотрю, принципиально. Далеко не похоже на истинные Вооружённые силы. Показывают офицеров и солдат как необразованных, высмеивают. У меня такое впечатление, что режиссёры, которые ставят эти мыльные оперы, никогда с армией не соприкасались и сами в ней не служили. Очень далеки от истины. А офицеры — это умные люди. В нашем училище, к примеру, давали не только высшее военно-политическое образование, но и гражданскую специальность — учитель истории, географии и обществоведения. Так что я могу ещё и преподавать.

— А приходилось?

— На точках, где я служил в радиотехнических войсках, в гражданских школах вёл военное дело, потому что военруков не хватало. И здесь, в Красноярске, ОБЖ преподавал. Ребят надо готовить к службе. Хорошо, если в школы вернут «военное дело», а то в армию ребята практически неподготовленными приходят.

— Чем любите заниматься в свободное время?

— Футбол люблю!

— Смотреть или играть?

— И то и другое. Люблю рыбалку, грибы собирать, строить своими руками, украинский борщ готовить. А ещё моё любимое занятие — цветы выращивать. У меня в доме большая оранжерея и на даче — около 30 видов разных. Всё вокруг цветёт! Очень люблю васильки.

— Откуда такие «гражданские» пристрастия?

— Я с раннего детства работал на земле. Во время жатвы отец возил зерно. И меня, семилетнего, с собой брал, чтобы разгребал в кузове по бортам пшеницу. Больше разгребу — больше войдёт, а значит, больше зерна отец привезёт на весовую. Работа тяжёлая. Помню, засыпал в полночь, а в 5 утра мама уже меня будила. И огород у родителей был огромный: картошку сажали и овощи всякие. А какой у нас был сад! С Украины сюда привёз саженцы яблок, слив, вишен... Вот, на телефоне, мои яблочки — полюбуйтесь!

Напоследок хотел бы поздравить ветеранов, участников Великой Отечественной войны с праздником Победы, пожелать здоровья, душевного терпения, спокойствия. И знайте — мы всегда с вами!

БЛИЦ

Украина, где вы выросли, была оккупирована фашистами. Следы войны встречались вам в вашем детстве? Конечно, на каждом шагу. Мало того, в нашем старом доме во время войны располагался немецкий штаб. А бабушке с детьми пришлось на это время прятаться в курятнике.

Портрет кого из военачальников Великой Отечественной вы повесили бы в своём кабинете? Рокоссовского.

Самое сильное детское впечатление на тему войны? То, как нас собирали в сельской школе, и ветераны рассказывали нам о боях и сражениях.

Любимый фильм о войне? «Горячий снег» по Ю. Бондареву.

Любимая книга? «Завтра была война».

Судьба кого из героев войны для вас наиболее примечательна? Наверное, наших лётчиков. Покрышкина.

Может ли быть ещё одна война? От этого никто не застрахован. Но мы надеемся, что её не будет.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы