Горький хлеб войны

«Бабушка до сих пор дорожит каждой крошечкой хлеба, она их собирает аккуратно со стола и кладёт к себе в суп. Я тоже так делаю, мне даже кажется суп с крошками хлеба намного вкуснее. Моя бабушка говорит, что хоть было трудно и голодно, люди были человечнее, помогали друг другу. И только поэтому они выжили и победили в эту войну».

Торгово-экономический институт давно работает со школьниками. Подготовлены и апробированы на практике новые образовательные программы по вопросам здорового питания и др. А в конце 2012 года кафедрой технологии и организации общественного питания ТЭИ была проведена интернет-конференция «Я познаю мир пищи». Организаторы мероприятия — д-р сельскохозяйственных наук, профессор Г.В. ИВАНОВА и к.т.н., доцент Е.О. НИКУЛИНА.

Участниками конференции стали учащиеся 1—11 классов средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий г. Красноярска и Красноярского края. Дети писали небольшие эссе о том, какие вредные и полезные продукты они знают, чем питаются герои в книгах и какое меню у инопланетян. Но отдельная тема была посвящена тому, что ели люди нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Как правило, эти сведения дети почерпнули не из книг или фильмов, а узнали от своих бабушек и прабабушек.

А. АНИСТРАТОВ, Шарыпово:

В годы Великой Отечественной войны из-за нехватки муки хлеб пекли с примесями, добавляя жёлуди, картошку и даже картофельные очистки. Нехватку сахара научились компенсировать, изготовляя из тыквы и свёклы самодельный мармелад. Кашу варили из семян лебеды, лепёшки пекли из конского щавеля. Свёклу и морковь нарезали кубиками, складывали на лист и ставили в печь. Потом их, как конфетки, посасывали.

Самым популярным блюдом была затирка. Немного муки натирали с водой и спускали в кипяток, заправляли травами, луком.
Мясо было, в основном, от павших животных либо мясо кротов и сусликов, которых ловили мальчишки.

Дети также собирали грибы, ягоды. Особенно много набирали черёмухи. Всё это сушили, а зимой запаривали и ели.

В ручьях ловили гольянов и делали запасы на зиму: рыбёшку сушили в русской печи, толкли, ссыпали в мешочки и зимой добавляли в похлёбку.

З. БОГДАНОВ, Большой Улуй:

Моя прабабушка Мария Евдокимовна Борташевич в годы Великой Отечественной войны жила в посёлке Выгоничи Брянской области, который был захвачен фашистами в 1941 году. Ей тогда было 16 лет. Настало страшное, голодное время. Фашисты у населения забирали продукты питания и угоняли домашний скот. Чтобы не умереть с голода, люди ходили по полям и собирали мёрзлую, гнилую картошку, которую называли «тошнотики» или «лындики». В летнее время было немного легче, так как собирали крапиву, дикий щавель и варили из них суп.

Е БУРАКОВА, Канск:

Практически всё, что колхозники выращивали, они сдавали государству. Основным продуктом питания в годы войны был картофель. Его садили довольно много. А так как женщины большей частью целыми днями были заняты на колхозной работе, то картофель копать приходилось по ночам, и хорошо, если ночь была лунная.

А. ИВАНОВА, Красноярск:

Мой дедушка Валентин часто рассказывал мне о Великой Отечественной войне. Он сам не воевал, он родился в 1937 году. Но воевал его отчим Иван Константинович Лучин, который пришёл с фронта раненый и уже после Победы заменил моему дедушке родного папу.

Получилось так, что прадед (он был лейтенантом) вместе со своей воинской частью попал в окружение в самом начале войны. Они с боями прорывались из окружения, сильно голодали. И однажды набрели на убитую снарядом лошадь. Все, конечно, очень обрадовались. Лошадь разделали, сварили и вечером все бойцы хорошо наелись впервые за долгое время. Ели мясо и утром, а остатки решили разделить, чтобы каждый мог иметь свой запас пищи на период похода. Так как прадед был лейтенантом, и бойцы его очень уважали, то его первого спросили, какой кусок мяса он хочет взять себе. И прадед сказал, что вместо мяса возьмёт себе мозговую кость — «мосолыгу» от задней лошадиной ноги. Все очень удивились, но кость ему дали.

С боями прорывались ещё долго. Мясо убитой лошади съели быстро. И лейтенант Лучин обглодал свою кость до блеска. Вскоре все опять начали мучиться от голода. Ели всё, что можно съесть в лесу: ягоды, грибы, жевали пучки съедобной травы. Много бойцов погибло, в том числе от голода и болезней. А Иван Константинович достанет из походного вещмешка кость, обсосёт её и вроде обманет голод. Так и дошли до расположения советских войск.

Но только крепко аукнулась лейтенанту эта мосолыга! Когда вышли из окружения и встали на довольствие в своей войсковой части, сильно заболел Иван Константинович. Врачи долго лечили его, но так вылечить и не смогли. Его комиссовали и направили в Красноярск, где он до конца войны работал по подготовке военных кадров для фронта.

До сих пор в нашей семье живёт память о прадедушке Ване — боевом офицере. И мосолыге, которая спасла ему жизнь.

Е. НЕЧУПЕЙ, Малая Камала:

Моей бабушке к началу войны было 7 лет. Жили они в Ирбейском районе, в деревне Альгинка. В семье было 8 человек детей. Папа ушёл на фронт, мама, бабушка, старшие братья и сёстры работали с утра до позднего вечера в колхозе.

Когда бабушке исполнилось 10 лет, она тоже пошла работать в колхоз, потому что работающим был положен паёк из хлеба, зерна, гречневых отрубей и даже иногда мёда. Случались и праздники «желудка» —это когда в колхозе для фронта резали быков или овец. Работающим отдавали кишки, желудок животных. Бабушкина мама их чистила и варила. Их добавляли в суп и жарили с крапивой и гречневыми отрубями.

Г. УШАКОВ, Енисейск:

Мой прадед Георгий Гнеушев погиб на войне. Он был военным хирургом. Я тоже буду хирургом. Моя бабушка — его дочь — в годы войны была ребёнком. Жили они в Воронеже, голодали, как и все. Блюда готовили из кипятка, крупы, сухарей, картошки (если была), съедобной травы. Каждая живая травинка, веточка с зёрнышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки — всё шло в дело.

«Затирка» из муки — супчик в виде киселя. Суп из гороха или перловки был праздником. Бабушка рассказывала, что основной едой была «тюря» — вода (или квас) с крошками хлеба и луком, очень редко забелённая молоком.

Одним из частых блюд была соломаха из гречневой муки. Из неё делали жидкое тесто и заваривали в подсоленном кипятке.

Часто готовили мамалыгу — блюдо из толчёной кукурузы. Бабушка просила у мамы кусочек хлеба, а она говорила: «Съешь мамалыгу, и тогда дам хлеба». На её день рождения мама сказала: «Валя, сегодня не будешь кушать мамалыгу, сегодня для тебя есть хлеб, ведь у тебя день рождения». Она это запомнила на всю жизнь.

Однажды мне бабушка приготовила военный кулеш. Тот самый, который ели бойцы между боями. Он мне так понравился, что я сам научился его готовить! Варишь картошку, пшено, добавляешь жареный лук на постном масле — просто объеденье! И кажется, что очень сытно.

Похожие материалы