Сибирское разноцветье Владимира ЗЕЛЕНОВА

В апреле 1932 года на прииске Кельбес Западно-Сибирского края (ныне Кемеровская область) родился будущий заслуженный художник России, живописец, график и скульп­тор Владимир Алексеевич Зеленов. Вскоре семья переезжает в Южно-Енисейск, и оттуда двенадцатилетним мальчиком он уезжает учиться в Красноярскую художественную школу им. В.И. Сурикова. За один год проходит полную четырёхлетнюю программу обучения, а затем поступает на отделение живописи Ленинградского художественного

С Виктором Петровичем Астафьевым

С Виктором Петровичем Астафьевым

училища. После пяти лет учёбы в училище в 1953 году поступает в Ленинградскую Академию художеств на скульптурный факультет и через шесть лет защищает диплом работой «Плотогон».

Истоки мастерства В.А. Зеленов осваивал у разных мастеров живописи и скульптуры, а завершил его в мастерской академика, скульптора, народного художника СССР Всеволода Всеволодовича ЛИШЕВА. В 1959 году Владимир Алексеевич возвращается в Красноярск и вскоре становится членом Союза художников СССР. Начинает активно участвовать в краевых, региональных, республиканских и всесоюзных выставках. Большое количество его произведений скульптуры в настоящее время находится в Русском, томском, красноярском и других музеях России. В Красноярске, городах и районных центрах края установлены авторские памятники, барельефы и монументы Владимира Зеленова. Несколько графических и живописных работ находятся в частных собраниях США, Австрии, Австралии и Японии.

В 1980-х годах В.А. Зеленов заведовал кафедрой декоративно-прикладного искусства Красноярского института искусств, а 1984 году ему было присвоено почётное звание «Заслуженный художник России».

После подробного знакомства с творчеством Владимира Зеленова создаётся впечатление, что у автора, несмотря на многообразие тем, выраженных в скульптуре и на полотнах, впереди много нереализованных идей и жизненных сюжетов. Нашли признание и закуплены многими музеями России такие известные скульптуры, как выполненная в граните «Северная красавица», композиция «Плотогон» о сплавщике леса на пороге бурной горной реки, «Трудная трасса», где молодые изыскатели скорбят о трагически погибшем товарище, и много других, столь же ярких и понятных восприятию произведений.

В 2003-2004 годах скульптор воплотил давнюю мечту: в музее-усадьбе села Овсянка, на родине великого русского писателя Виктора АСТАФЬЕВА, с которым был очень дружен, установил бронзовую скульптурную композицию «Астафьевы в Овсянке».

«Писатель

«Писатель В.С.Распутин», гипс, тон

И всё же его главная тема — «Земле­проходцы». Именно она волнует скульптора со студенческих лет. Тема первооткрывателей — «ермаков», пешком пришедших в Сибирь из Орла, Смоленска и небольшого городка Малоархангельска, чтобы возвести острог. Тема простых мужиков, дедов и прадедов многих сибиряков, в том числе и самого А.В. Зеленова. Это они с топорами в руках начинали создавать первые поселения в этих краях. Именно простыми людьми срублены остроги старинных Енисейска, Минусинска и Красноярска. Поэтому художник столь тонко и детально относится к личности простого человека. И мысль создать монумент не общеизвестным землепроходцам (таким как Ермак, Хабаров, Дежнёв), а этим людям — оборванным, в лаптях, а то и босым — по сей день волнует Владимира Зеленова. Такого произведения в России ещё нет. Во времена идолопоклонства отдельным личностям эта тема была не востребована, поэтому в мастерской вот уже 30 лет дожидается своего воплощения последний скульптурный вариант композиции землепроходцев.

Музей СФУ с радостью принимает в галерее «Презентация» произведения этого удивительного мастера. Любознательного, деятельного и молодого, несмотря на многолетний опыт. Активно стремящегося уловить ритм современной жизни, обласканного известностью и успехом, но начисто лишенного снобизма человека.

«Горная речка. дождь идёт».  Холст, масло

«Горная речка. дождь идёт». Холст, масло

Музей СФУ

Похожие материалы